Культура |
» Общая информация
» Статьи
» Известные люди
» Сказания и эпос
» Творческие коллективы
|
Территория |
» Краткий обзор
» Территориальное деление
» Транспорт
» Климат
» Природные ресурсы
» Парки и заповедники
|
Ведомства |
Минэкономразвития
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
» Мониторинг
» Прогнозы
» Стратегия развития
» Информация о конкурсах
» Целевые программы
Министерство
курортов и туризма
» Новости
» Структура
» Контакты
» Программы
» Нормативные акты
» Туристские объекты
» Лицензирование
» Горный туризм
Министерство внутренних дел
» Новости
» Структура
» Контакты
» Подразделения
Министерство по чрезвычайным ситуациям
» Новости
» Реквизиты
» Структура
» Программы
» Нормативные акты
Министерство культуры
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
|
|
1.2.
Этнический кризис и габитус адыгства |
Отсутствие теории адыгства
имеет другие, еще более масштабные негативные следствия: заметно снизилось
качество восприятия и оценки адыгской культуры в целом. В трудах наших
ученых (философов, социологов, литературоведов, языковедов, фольклористов)
она предстает как набор плохо организованных и неупорядоченных элементов,
без этических ориентиров и опор, составляющих ее смысловую доминанту, без
"зашифрованных" в адыгстве системных связей и отношений. Вне поля зрения
оказались, помимо адыгства, такие тесно с ним связанные базовые ценности,
как готовность действовать в интересах другого - хьэтыр, эмпатия -
гущIэгъу, благодеяние - псапэ, способность или искусство понимания -
зэхэщIыкI, искусство находиться среди людей - цIыху хэтыкIэ, чувство меры -
мардэ, этический иммунитет личности - цIыхум и нэмыс, этический страх -
шынэ-укIытэ и др. Преобладает, одним словом, умозрительный подход.
Однако и попытки преодолеть
его, обращаясь к новым теориям, понятиям, не спасают положения, если нет
достаточно глубокого анализа повседневной практики этического мышления и
поведения. Чаще всего это только отдаляет от нас живую картину адыгской
действительности.
Мне видится во всем этом
непростительно беспечное и расточительное отношение к ценностям культуры.
Игнорирование роли адыгства в динамике социальной жизни, в формировании
базовой личности общества равносильно игнорированию роли конфуцианства в
китайской или буддизма в индийской культурах.
Угрожающие формы и масштабы
приобретает в этих условиях профанация духовного наследия. Адыгская
Культура, в том виде, как она официально преподносится, реализуется,
транслируется и в малой степени не отвечает мощной заявке, которую сделала
в свое время культура феодальной Черкесии. Во всем: в характере поселений и
жилищ, в одежде и в поведении, в музыке и танцах, в поэзии и прозе -
признаки упадка. И, пожалуй, в первую очередь - это упадок вкуса. Адыгская,
и прежде всего кабардинская, культура утратила свойственную ей красоту и
гармонию, величавую сдержанность и законченность. Насколько велика
традиционно значимость адыгства в этической рационализации мира и в
конструировании социальной реальности, настолько велики и губительны
следствия его вытеснения на периферию духовной жизни. Без всякого
преувеличения это гуманитарная катастрофа, на что все чаще и чаще, и вполне
справедливо, обращают внимание некоторые исследователи (Болотоков 1995;
Унежев 1997). "Самая страшная опасность для любой нации, - пишет В. X.
Болотоков, - таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда
народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает
погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращенным и
разложившимся сбродом" (Болотоков 1995: 111).
Налицо, иначе говоря,
основательное расстройство преемственности социальных практик, кризис
социальной, и прежде всего этнической идентичности. В вопросе о том, как
трактовать, осваивать, развивать культурные традиции, нет необходимой
ясности, твердо установленной позиции, что сводит к минимуму эффективность
нравственного воспитания и образования. И это неудивительно: в ту нишу
сознания (дискурсивного и практического), которую традиционно занимает
адыгство, вторгается и постепенно разрастается, оттесняя этику, пустое
пространство морального невежества, негативизма, апатии.
В итоге теряют смысл и
дискредитируются многие культурные инициативы и конструктивные идеи. На
наших глазах меняются к худшему представления о нравственном, эстетическом
качестве и гигиене повседневного мышления, общения, поведения. Адыгcкий
социум не ощущает в полной мере своего активного и зримого присутствия в
мире, в его действиях нет, как прежде, спокойной уверенности, стремления и
готовности выявить себя в облагороженной форме. Изменился к худшему даже
внешний облик адыгов, утрачена, предана забвению традиционная "культура
себя", согласно которой устанавливалось, как и в соответствии с какими
критериями человек должен заботиться о себе, "строить", "конструировать"
свой внутренний мир, свою внешность и поведение - свою публичную
идентичность. Распущенность и самопопустительство - неизбежные следствия
самой тенденций упадка и дискредитации культуры.
Я связываю все это с
системным, и в том числе этническим, кризисом, в котором находится адыгcкое
общество. Этнический кризис, как я его представляю,- состояние социума, при
котором существенно меняются, приходят в упадок или резко снижают свою
действенную силу его этновоспроизводящие признаки и механизмы: язык,
культура, психология, национальная государственность, территория,
этнонимические обозначения и т.д. Иссякают, иначе говоря, ресурсы:
воспроизводства этнической системы, ослабевает контроль за соответствием
сознания и социальных практик основным параметрам социальной идентичности.
Плохо воспроизводится в этих условиях базовая личность общества.
Этнический кризис, как
явствует из вышеизложенного, знаменует определенный рубеж в биографии, в
историческом развитии народа, когда осуществляется эволюционный выбор -
между прежней и новой идентичностью, а порой - между бытием и небытием,
жизнью и гибелью этноса. Но это не единовременный акт, а процесс, который
длится иногда десятилетия, даже столетия. Он имеет свои стадии (стадии
кризиса), свои спады и подъемы и является в этом смысле определенной эпохой
в истории народа.
Таким, весьма напряженным и
драматичным, периодом стали в истории адыгского народа последние три
столетия. Это период стагнации, разрушения и затем медленного угасания
адыгской цивилизации, связанный, - конечно, не во всем, но во многом, - с
началом и эскалацией, ходом и последствиями русско-кавказской войны. В
числе основных звеньев кризиса, четко обозначившихся к настоящему времени,
я выделяю особо:
1) геодемографический кризис;
2) кризис национальной государственности;
3) этнонимический кризис;
4) кризис языка;
5) кризис культуры и базовой личности (См. об этом: Бгажноков 1999).
Однако и в таких весьма
неблагоприятных условиях адыгская этика выполняет - по инерции, главным
образом - возложенные на нее регулятивные функции. Это, говоря иначе,
система принципов и навыков структурирования социального пространства и
организации деятельности, получившая название габитуса (от лат. habitus -
состояние, свойство, расположение, характер) (См. об этом: Bourdieu 1990:
53). Габитус адыгства приспособлен объективно к достижению определённых
результатов, но иногда без видимой сознательной нацеленности на эти
результаты. С другой стороны, перед нами такое измерение бытия социума, в
котором границы настоящего раздвинуты настолько, что вмещают в себя прошлое
и будущее. Адыгская этика - не столько часть истории народа, сколько
постоянно действующий механизм преобразования прошедшего и будущего в
настоящее. Предрасполагая к правильному, удачному - сообразующемуся с
наличной ситуацией и с опытом прошлого - переходу из одних состояний в
другие, она помогает справляться с непредвиденными, постоянно меняющимися
жизненными ситуациями и проблемами.
Габитус адыгства -
неотъемлемая часть основной (базовой) личности адыгского общества. В массе
черкесского населения трудно найти человека, не признающего этику высшей
культурной ценностью, не сознающего свою к ней причастность. Как самое
тяжкое обвинение или обидный упрек воспринимается фраза: Адыгагъэ пхэлъкъым
- "Нет в тебе адыгства". Известны структурные единицы, принципы, -
механизмы адыгской этики. Таких механизмов, дополняющих и усиливающих друг
друга, очень много, но наибольшее значение приобретает человечность -
цIыхугъэ. Вслед за человечностью выделяются: почтительность - нэмыс,
разумность - акъыл, мужество - лIыгъэ, честь - напэ. На почве этих
Ценностей и возникает адыгство, как внутренне согласованная система
принципов культурной самоорганизации личности и общества.
Не получив научного
обоснования и представления, оставаясь практически нелегитимным институтом,
адыгство существует реально - в многообразии морально-этических понятий и
категорий, в логике моральных суждений и оценок, используемых в практике
повседневной жизни. Это виртуальная и вместе с тем ультимативная
реальность, предопределяющая тенденцию и формы развертывания актуальной
реальности. Адыгство служит мерилом духовно-нравственного качества жизни,
смысла и назначения бытия человека в мире.
Это не снимает
ответственности за изучение внутреннего устройства адыгской этики, за ее
объективацию, сигнификацию, легитимизацию. Ослабленное этническим кризисом
адыгское общество не воспроизводит в полном объеме габитус адыгства, что
нарушает преемственность социальных практик, негативно сказывается на всех
сферах деятельности. Нельзя полагаться на стихийное, не сопровождающееся
стратегическим расчетом действие заключенных в этике механизмов духовного
производства. Необходимо выработать систему долгосрочных мер осмысленного и
целенаправленного использования ресурсов адыгской этики. Этому, как было
сказано, должно предшествовать научное исследование ее специфических
свойств и возможностей. Нужно показать в деталях, как именно устроен
механизм адыгства и как действует он в типовых социальных условиях.
Актуальность этой задачи
еще и в том, что адыгский этнический социум находится в состояние
неустойчивого равновесия и неопределенности: когда трудно предсказать, что
ожидает его в будущем, какие пути развития будут избраны. В такие периоды,
называемые точкой бифуркаций (Пригожий 1985: 118), возникают некоторые
параметры новых решений, в том числе и сознательно инициированных. Я
уверен, что наилучшие условия создает для этого экспериментальный диалог с
природой и обществом, основанный на гуманистических принципах адыгской
этики. Необходимо познать и освоить адыгство как главный и незаменимый
ресурс и механизм культуры мира, как систему универсальных и невероятно
эффективных возможностей социального становления и развития.
|
|
|
Туризм |
» Обзорная страница
» Отели, гостиницы
» Сервисная информация
» Тур. площадка
» Спорт
|
Ведомства |
Министерство сельского хозяйства
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
Министерство промышленности и энергетики
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
Министерство дорожного хозяйства и транспорта
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
Министерство здравоохранения и соцразвития
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
Министерство образования и науки
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
Министерство по делам молодежи и спорту
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
Министерство окружающей среды
» Новости
» Структура
» Отчеты
» Контакты
|
|