Адыгство - специфичная
этическая система, обслуживающая внутренние и внешние связи и отношения
отдельного этноса, являющаяся в этом смысле частным проявлением общей
теории морали. Поэтому настоящее исследование является прежде всего
этико-эмпирическим, опирается на конкретные факты, отношения и проявления
моральной жизни адыгов. Они фиксированы в общепринятых заповедях и
кодексах, в этических понятиях и категориях, в поступках и в поведении
людей. Сюда же следует отнести различного рода нравственные оценки,
суждения, рассказы, притчи и т.д. Все это своего рода артефакты или
материальные выражения нравственной жизни адыгов, в то время как мораль
сама по себе нематериальна и непосредственно не наблюдаема (См. об этом:
Петропавловский 1982). В чистом виде явления морали представлены только в
качестве данностей сознания, ментальных образов. В ходе настоящего
исследования я буду называть их этическими образами, а также этическими
значениями, смыслами, установками.
Такая постановка вопроса
позволяет сформулировать главную Задачу этико-эмпирических исследований.
Она состоит в том, чтобы на основе имеющегося фактического материала
выявить внутреннюю логику и внутреннее - этическое значение моральных
заповедей, кодексов, понятий, рассказов, суждений, а также конкретных
событий, действий, поступков. Из них, как мы увидим, и складывается общая
картина адыгской этики.
Вообще же здесь нужно
учитывать и процессы определенного взаимодействия между означающим и
означаемым. Поэтому, с одной стороны, я пытался проследить семантические
операции, через которые слово или высказывание, поступок или событие
прокладывают себе путь к тому или иному этическому значению или смыслу
(метод В. Гумбольдта, Л. Витгенштейна), а с другой - не менее важный
процесс трансформации еще не оформленных образов в мысль и далее - в
символ, термин, поступок, моральное суждение (метод К. Юнга, О.
Фрейденберг). Применялся вместе с тем структурно-функциональный, факторный
анализ ключевых моральных терминов и суждений" позволяющий установить
наличие глубинных связей между различными компонентами этической
системы.
Очевидно, что такие
подходы отвечают традициям метаэтики. На первый план выдвигается здесь
экзегетика, то есть обоснование и внутренняя логика моральных систем и
субсистем, принципов и свойств норм и суждений, действий и ситуаций (См.:
Wellman 1968; Osterberg 1988; Фритцханд 1976).
Этим задачам был подчинен
анализ общеадыгской и рыцарской этики, традиционного морально-правового
кодекса, рыцарско-дворянского этикета.
Специально выделялись и
рассматривались всевозможные этические принципы, категории, установки:
человечность - цIыхугъэ почтительность - нэмыс, разум - акъыл, мужество -
лIыгъэ, честь - напэ, нравственное внимание - гулъытэ, нравственная память
- гукъэкI, благодеяние - псапэ, благодарность - фIыщIэ, стыд - укIытэ и
др. Важно было показать, что эти и многие другие моральные ценности и
ориентиры организованы в иерархические структуры, что их значение зависит
во многом от функций, выполняемых в составе целого - в системе адыгства.
Поэтому для наиболее полного и всестороннего анализа основных категорий
адыгской этики активно привлекались социально признанные предикаты данных
категорий: связанные с ними типичные высказывания, оценки, разъяснения.
Такой материал был получен нами в большом количестве и в ходе полевых
исследований языка морали, и в процессе анализа литературных
источников.
В первую очередь это
различные типы моральных суждений: нормативные, оценивающие, описывающие,
побудительные. Часть из них закрепилась в языке в виде клише, афоризмов,
пословиц, ср.: Псэр emu напэр къащтэ - "Отдай жизнь и возьми честь";
Нэмысыншэр насыпыншэщ - "Лишенный почтительности лишен счастья"; Зэманым
декIур лIыфIщ - "Идущий в ногу со временем - благородный муж"; Адыгагъэр
цIыхугъэщ - "Адыгство суть человечность". Суждения о том, какие действия
являются моральными, дополнялись в данном случае указаниями на
нравственную, социальную значимость определенных мотивов, побуждений,
привычек, черт характера. Многие специалисты совершенно справедливо считают
такую процедуру необходимым условием наиболее полной и адекватной
характеристики этических систем (См. напр.: Francena 1963: 8-10). Большую и
разнообразную этическую информацию несут устойчивые запреты и отрицания
определенных действий, привычек, черт характера: Губжь къыспкъырошасэ
жыпIэу Iуэху йомыхьэжъэ - "Охваченный гневом к делу не приступай";
ИбгъэкIыжа фыз умыуб - "Жену, с которой развелся, не хули". К ним примыкают
понятия и суждения, отображающие формы и признаки девиантного
(отклоняющегося) поведения, на фоне которых господствующие представления о
морали и моральности становятся особенно отчетливыми. Я имею в виду
негативный фон, который создают проявления "нечеловечности" -
цIыхугъэншагъэ, "непочтительности" - нэмысыншагъэ, "неразумности" -
акъылыншагъэ и т. д.
Системный анализ языка
морали не исключает семиотического истолкования деятельности, основанной
на нормах и ценностях - с акцентом на организующей, регулирующей функции
этой деятельности (См.: Morris 1971; Loeser 1966; Ивин 1970; Целикова
1974; Коновалова 1975). В частности, выделенные Ч. Моррисом
прагматические значения знаковой деятельности (информативное, ценностное,
побудительное, систематизирующее), можно считать одновременно формами
морального суждения или общения (Morris 1971: 212). В русле семиотических
способов организации опыта выдержаны также характерные для языка морали
противопоставления типа: добро - зло, мужество - трусость, благодарность -
неблагодарность.
Безусловно, структуры языка
морали являются главными источниками сведений о внутреннем устройстве и
режимах работы этнических систем. Но следом возникает еще один очень важный
вопрос. Как именно соотносятся эти структуры с реальным человеком, какое
место занимают они в индивидуальном и общественном сознании, в общем
настрое масс? Ведь в этом взаимодействии проверяется социальное качество
моральных систем, способность выполнять возложенные на них регулятивные
функции в различных, в том числе и кризисных, ситуациях. С другой стороны,
и в еще большей степени здесь дают о себе знать человеческие качества,
которые являются предметом психологического изучения. Словом, нужны еще
несколько иные исследовательские подходы, выходящие за рамки традиционной
моральной философии. Я счел возможным объединить их под общим названием
"этическая антропология".