Адыгагъэ - общепризнанное
обозначение адыгской этики. Обычно так представляют это слово в двуязычных
словарях, ср.: "Адыгагъэ - адыгство, совокупность принципов и норм
адыгской этики: человечность, чуткость, благовоспитанность, скромность,
гостеприимство, благородство и т. п." (Шаов 1975: 20); "Адыгагъэ -
кабардинская этика, благородство, воспитанность, гостеприимство" (Карданов
1957: 20). В Толковом словаре адыгейского языка внимание заостряется на
ассоциациях данного понятия с общеадыгским морально-правовым кодексом
поведения - адыгэ хабзэ, с особенностями адыгских нравов - адыгэ щэн
(Хатанов, Керашева 1960: 3).
О многом говорит термин,
избранный для передачи столь внушительного содержания. Производный от
самоназвания народа, он ассоциируется с аккумулятором и транслятором
духовно-нравственной культуры и энергии многих поколений. И в принципе это
верное впечатление. Адыгство соединяет в себе лучшие черты, присущие
адыгам. Это не только моральный идеал, но и специфическое выражение
жизненного мира и национального духа черкесов.
При наличии высокого
национального самосознания стремление к идеалу адыгства становится
внутренней потребностью личности; адыгство воспринимается как высший долг
- долг чести. "Адыгагъэ - говорят в связи с этим - долг человека перед
людьми, перед самим собой, перед Богом" (Ибрагим Сергусе). Через призму
данной идеологемы осуществляется самооценка личности, воспринимаются вещи,
явления, события, а также - и пожалуй, в первую очередь - другие люди, их
действия и поступки. Адыгство превращается в один из важнейших компонентов
практического сознания, определяя во многом восприятие мира, стиль жизни,
ориентировку в конкретных, в том числе и проблемных, ситуациях. Обладающий
адыгством (адыгагъэ зыхэлъ) - суть человек чувствующий, мыслящий и
поступающий в соответствии с заповедями адыгской этики, человек, в котором
жив природный дух адыгов.
Но между должным и сущим,
идеалом и реальностью есть некоторая дистанция, своего рода поле
свободного выбора, открывающее возможность по-своему интерпретировать
моральные принципы, формировать собственную шкалу ценностей и приоритетов,
не всегда совпадающую с той, что задана моральной системой или фактическим
состоянием сознания данного общества в данный момент (Parsons 1964: 391).
Существуют, иначе говоря, внутренние, личностные ценности, которые
отличаются от внешних социально заданных ценностей (См. об этом: Sorensen
1967; Chisholm 1978). На этой почве возникают индивидуальные и групповые
стили мышления, поведения, культуры (Kroeber 1948; Osgood 1960; Keller,
Braun 1968; Deutsch 1964. Так же, как любая другая этическая система,
адыгство допускает, даже поощряет разнообразие способов и стилей
нравственного поведения. В то же время это институт, выполняющий важные
ориентирующие, контролирующие функции, призванные повлиять на
индивидуальные моральные коды, не допустить отклонений, способных нарушить
равновесие сложившихся социальных связей отношений.
Ясно, что речь не идет о
правилах на все случаи жизни, для каждой ситуации. Этика вооружает только
общими принципами мышления и поведения (Brandt 1989: 83; Vacek 1986: 370;
Гусейнов 1986: 179). Адыгство - это механизм ментальной организации и
этической рационализации фактов и отношений действительности, социально
заданный способ конструирования социальной реальности. Но это вместе с тем
и свобода выбора и осуществления желаемого или возможного в рамках
определенного морального континиума, когда при всем разнообразии стилей
мышления и поведения сохраняется дух и общая направленность моральных
законов.
Степень влияния этики на
жизненный мир зависит от целого ряда объективных и субъективных условий и
обстоятельств. К примеру, принципы адыгской этики могут быть плохо
усвоены, и это уже само по себе создает угрозу энтропии. Показательно, что
термин "адыгагъэ" используется не только в значении "адыгская этика", но и
для оценки реального состояния или качества нравственной культуры
личности, группы, общества, народа, ср.: адыгагъэ хэлъщ - "адыгством
обладает", адыгагъэ хэлъкъым - "адыгством не обладает", адыгагъэ щIагъуэ
яхэлъыжкъым - "в них уже мало адыгства", адыгагъэ къыдахакъым - "адыгства
не проявили", адыгагъэ хузэрахъэр - "адыгство проявляют".
Речь идет, как мы
понимаем, о названных выше моральных свойствах: человечности,
почтительности, скромности, деликатности, мужестве, щедрости,
справедливости, благоразумии и т. д. Они могут
быть в наличии, что оценивается положительно, но могут отсутствовать
или слабо, недостаточно ярко и выразительно проявляться, что
воспринимается отрицательно, как этическое невежество, упадок духа,
существенный дефект личности или группы. Отсюда назидание: Адыгагъэ
зэхэфлъхъэ - "Адыгством овладейте, то есть станьте или будьте
человечными, мудрыми, благородными...
Адыгство, как мы видим,
специфическое выражение социального и индивидуально-личного морального
кода. Взаимодействие этих кодов и создает образ нравственно
ориентированной ментальности - адыгэ хъэл-щэн, а стало быть, и базовой
личности адыгского общества. Но, чтобы говорить об этом предметно,
необходимо вскрыть организационную структуру адыгской этики.