Кабардино-Балкарская республика  
    Главная | Архив новостей | Ссылки | Форум | Поиск
Власть

 » Президент
 » Система власти
 » Органы власти
 » Электронная     приемная
 » Адресная книга

Культура

 » Общая     информация
 » Статьи
 » Известные люди
 » Сказания и эпос
 » Творческие     коллективы

Территория

 » Краткий обзор
 » Территориальное     деление
 » Транспорт
 » Климат
 » Природные     ресурсы
 » Парки и     заповедники

История

 » История КБР
 » Этническая     история
 » Археология
Ведомства
   Минэкономразвития
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты
 » Мониторинг
 » Прогнозы
 » Стратегия     развития
 » Информация о     конкурсах
 » Целевые     программы

   Министерство курортов и туризма
 » Новости
 » Структура
 » Контакты
 » Программы
 » Нормативные     акты
 » Туристские     объекты
 » Лицензирование
 » Горный     туризм

   Министерство внутренних дел
 » Новости
 » Структура
 » Контакты
 » Подразделения

   Министерство по чрезвычайным ситуациям
 » Новости
 » Реквизиты
 » Структура
 » Программы
 » Нормативные     акты

   Министерство культуры
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты



2.1. Адыгство и жизненный мир личности

        Адыгагъэ - общепризнанное обозначение адыгской этики. Обычно так представляют это слово в двуязычных словарях, ср.: "Адыгагъэ - адыгство, совокупность принципов и норм адыгской этики: человечность, чуткость, благовоспитанность, скромность, гостеприимство, благородство и т. п." (Шаов 1975: 20); "Адыгагъэ - кабардинская этика, благородство, воспитанность, гостеприимство" (Карданов 1957: 20). В Толковом словаре адыгейского языка внимание заостряется на ассоциациях данного понятия с общеадыгским морально-правовым кодексом поведения - адыгэ хабзэ, с особенностями адыгских нравов - адыгэ щэн (Хатанов, Керашева 1960: 3).

        О многом говорит термин, избранный для передачи столь внушительного содержания. Производный от самоназвания народа, он ассоциируется с аккумулятором и транслятором духовно-нравственной культуры и энергии многих поколений. И в принципе это верное впечатление. Адыгство соединяет в себе лучшие черты, присущие адыгам. Это не только моральный идеал, но и специфическое выражение жизненного мира и национального духа черкесов.

        При наличии высокого национального самосознания стремление к идеалу адыгства становится внутренней потребностью личности; адыгство воспринимается как высший долг - долг чести. "Адыгагъэ - говорят в связи с этим - долг человека перед людьми, перед самим собой, перед Богом" (Ибрагим Сергусе). Через призму данной идеологемы осуществляется самооценка личности, воспринимаются вещи, явления, события, а также - и пожалуй, в первую очередь - другие люди, их действия и поступки. Адыгство превращается в один из важнейших компонентов практического сознания, определяя во многом восприятие мира, стиль жизни, ориентировку в конкретных, в том числе и проблемных, ситуациях. Обладающий адыгством (адыгагъэ зыхэлъ) - суть человек чувствующий, мыслящий и поступающий в соответствии с заповедями адыгской этики, человек, в котором жив природный дух адыгов.

        Но между должным и сущим, идеалом и реальностью есть некоторая дистанция, своего рода поле свободного выбора, открывающее возможность по-своему интерпретировать моральные принципы, формировать собственную шкалу ценностей и приоритетов, не всегда совпадающую с той, что задана моральной системой или фактическим состоянием сознания данного общества в данный момент (Parsons 1964: 391). Существуют, иначе говоря, внутренние, личностные ценности, которые отличаются от внешних социально заданных ценностей (См. об этом: Sorensen 1967; Chisholm 1978). На этой почве возникают индивидуальные и групповые стили мышления, поведения, культуры (Kroeber 1948; Osgood 1960; Keller, Braun 1968; Deutsch 1964. Так же, как любая другая этическая система, адыгство допускает, даже поощряет разнообразие способов и стилей нравственного поведения. В то же время это институт, выполняющий важные ориентирующие, контролирующие функции, призванные повлиять на индивидуальные моральные коды, не допустить отклонений, способных нарушить равновесие сложившихся социальных связей отношений.

        Ясно, что речь не идет о правилах на все случаи жизни, для каждой ситуации. Этика вооружает только общими принципами мышления и поведения (Brandt 1989: 83; Vacek 1986: 370; Гусейнов 1986: 179). Адыгство - это механизм ментальной организации и этической рационализации фактов и отношений действительности, социально заданный способ конструирования социальной реальности. Но это вместе с тем и свобода выбора и осуществления желаемого или возможного в рамках определенного морального континиума, когда при всем разнообразии стилей мышления и поведения сохраняется дух и общая направленность моральных законов.

        Степень влияния этики на жизненный мир зависит от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. К примеру, принципы адыгской этики могут быть плохо усвоены, и это уже само по себе создает угрозу энтропии. Показательно, что термин "адыгагъэ" используется не только в значении "адыгская этика", но и для оценки реального состояния или качества нравственной культуры личности, группы, общества, народа, ср.: адыгагъэ хэлъщ - "адыгством обладает", адыгагъэ хэлъкъым - "адыгством не обладает", адыгагъэ щIагъуэ яхэлъыжкъым - "в них уже мало адыгства", адыгагъэ къыдахакъым - "адыгства не проявили", адыгагъэ хузэрахъэр - "адыгство проявляют".

        Речь идет, как мы понимаем, о названных выше моральных свойствах: человечности, почтительности, скромности, деликатности, мужестве, щедрости, справедливости, благоразумии и т. д. Они могут быть в наличии, что оценивается положительно, но могут отсутствовать или слабо, недостаточно ярко и выразительно проявляться, что воспринимается отрицательно, как этическое невежество, упадок духа, существенный дефект личности или группы. Отсюда назидание: Адыгагъэ зэхэфлъхъэ - "Адыгством овладейте, то есть станьте или будьте человечными, мудрыми, благородными...

        Адыгство, как мы видим, специфическое выражение социального и индивидуально-личного морального кода. Взаимодействие этих кодов и создает образ нравственно ориентированной ментальности - адыгэ хъэл-щэн, а стало быть, и базовой личности адыгского общества. Но, чтобы говорить об этом предметно, необходимо вскрыть организационную структуру адыгской этики.

 




Экономика
Туризм

 » Обзорная     страница
 » Отели,     гостиницы
 » Сервисная     информация
 » Тур. площадка
 » Спорт

Население

 » Статистическая     информация
 » Образовательные     учреждения
 » Эксперимент по     ЕГЭ в КБР
 » Научные     учреждения
 » Здравоохранение

СМИ

 » СМИ нашей     республики
 » Официальные     новости
 » Фотогалерея

Ведомства

   Министерство сельского хозяйства
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство промышленности и энергетики
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство дорожного хозяйства и транспорта
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство здравоохранения и соцразвития
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство образования и науки
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство по делам молодежи и спорту
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство окружающей среды
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты


    
Hosted by uCoz