Во всех этических системах
выкристаллизовываются ведущие моральные принципы, подчиняющие себе
многообразие частных принципов и норм. Они носят характер базовых,
постоянно действующих ценностей, не связанных условиями и обстоятельствами
времени, пространства, конкретных жизненных ситуаций, групповых или
сословных отношений. В системе адыгской этики пять таких постоянств:
цIыхугъэ - человечность, нэмыс - почтительность, акъыл - разум, лIыгъэ -
мужество, напэ - честь.
К такому заключению я
пришел, анализируя материал полевых этнографических исследований,
проводившихся мной с 1975-го по 1995 год. В общей сложности было опрошено
около 500 человек старшего поколения, представляющих все области и районы
компактного проживания адыгов в России, а также частично за рубежом,
прежде всего в Иордании, Сирии, Турции. Полученные данные - свидетельство
валидности принципов адыгской этики, наличия единых представлений об
этической рационализации мира.
Человечность - цIыхугъэ.
Ее считают и повсеместно выделяют как самую первую заповедь и характерную
черту адыгства. К примеру, информант Фица Тарчоков определяет адыгство как
человечность, сострадание к людям, готовность оказать им помощь: Адыгагъэр
цIыхугъэщ, гущIэгъущ, хъэтырщ. Аналогичным образом высказывается Али
Удычаков. По его мнению, адыгагъэ включает в себя гостеприимство, уважение
к старшим, чуткость, деликатность и другие ценные качества, которые в
целом можно обозначить как человечность. Отсюда вывод: "Тот, кто обладает
человечностью, тот обладает адыгством, и, напротив, обладающий адыгством,
обладает человечностью". Несколько иначе выражает эту же мысль Кубати
Кудаев: ЦIыхугъэ зимыIэм адыгагъэ хэлъкъым - "Тот, в ком нет человечности,
тот лишен и адыгства".
Ссылаются на тесную связь
человечности с эмпатией - гущIэгъу, пониманием - зэхэщIыкI, а также с
готовностью действовать в интересах других людей - хьэтыр и развитым
чувством благодарности за оказанную помощь - фIыщIэ (Масхуд Беккизов, Гиса
Жирчаго, Тембулат Балов и др.).
Мотивационную базу
человечности составляет, по свидетельству информантов, идея спасения души
через благодеяние - псапэ (Мамырхан Бекова, Айше Гербо, Хакулина Кишева).
И отсюда необычайно высокая значимость - своего рода культ добрых
дел.
Наконец, постоянно
подчеркивается, что реализация человечности осуществляется средствами
этикета - адыгэ нэмыс (Мамыза Озов, Мажид Темиров и др.) с использованием
ресурсов разума, мужества, чести (Бетал Апхудов, Ибрагим Ервас, Кокоз
Бербеков, Хусин Черкесов и др.).
О том, что в системе
адыгства человечность выдвигается на первый план, свидетельствуют данные
социологических исследований в Адыгее. Выяснилось, что с человечностью
связывают адыгскую этику свыше 90 % адыгского населения, то есть
абсолютное большинство. По словам руководителя этих исследований Р. А.
Ханаху, в массовом сознании человечность и адыгство "мыслятся почти как
синонимы" (Ханаху 1997: 47). Это весьма показательно как свидетельство
всеобщности принципов и правил адыгагъэ, их внутреннего соответствия
универсальным представлениям о гуманности. В сознании адыгов человечность
- людская любовь, не знающая национальных, расовых или сословных границ,
своего рода видовая солидарность.
Почтительность - нэмыс.
Прежде всего данное понятие ассоциируется с воспитанностью, скромностью,
деликатностью, хорошими манерами и в этом качестве постоянно фигурирует в
оценках и определениях адыгства. Адыгагъэр нэмысщ, лIыгъэщ, цIыхугъэщ, -
говорит Мухамед Сонов, что означает: "Адыгство - это почтительность,
мужество, человечность". К числу типичных относится определение Умара
Лапсирокова: Адыгагъэ жиIэмэ, абы къикIыр цIыхугъэ, нэмыс, хьэтыр, хабзэ
зыхэлъ - "Когда говорят "адыгство", под этим подразумевают наличие таких
свойств, как человечность, почтительность, услужливость, учтивость,
воспитанность". Иногда говорят, что между адыгством, человечностью и
почтительностью нет принципиальной разницы (Лих Меров, Касух Ципинова,
Жубатыр Ципинов).
В таком же духе
высказываются все информанты. Правда, у бжедугов и шапсугов вместо термина
"нэмыс", но в том же значении используются чаще термины "шъхьэкIаф" -
"уважение", "нэхаш" - "скромность" (Ахмед Теучеж, Исмаил Татлок, Махмет
Нагучев, Осман Нибо, Шаф Чачух).
Большое значение придают
принципам и правилам почтительного поведения и в этой связи этикету. В
числе конструктивных принципов этикета называют почитание старших, женщин,
гостей, родственников, детей (Умар Мазукобзев, Уалагей Аутлев, Джаудет
Шупаш, Хаджифат Харту, Владимир Паунежев, Кадыр Хачемиз и др.). Специально
выделяется понятие гармоничного, артистичного поведения - зекIуэкIэ дахэ,
предполагающего не только отличное знание пунктов этикета, но и умение с
особым изяществом исполнить их. Отсюда образ человека с хорошими манерами
и тонким вкусом - щIыкIафIэ, нэмысыфIэ (Марят Шопарова, Мухамед Хажбиев и
др.). Человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета,
считают лишенным почтительности и адыгства: Адыгэ хабзэр зымыгъэзащIэм
нэмыси, адыгагъи хэлъу жыпIэ хъунукъым - "О том, кто не исполняет пункты
адыгского этикета, нельзя сказать, что он почтителен, "обладает
адыгством"". Таково мнение адыгов во всех концах мира (Идрис Мажаджоко,
Аскер Хейри, Шупаш Джаудет и др.).
Особенно показательно, что
все это связано в действительности с представлением об этическом
иммунитете личности - цIыхум и нэмыс - букв.: "намус человека", как
безусловном праве человека на признание и уважение (Сагид Дикинов, Хава
Асланукова). Посягательство на честь и достоинство личности считается
грубым нарушением этических норм: ЦIыхум и нэмысыр зыкъутэм адыгагъэ
хэлъкъым - букв.: "Нет адыгства в том, кто разрушает намус человека" (Нану
Джатаривов, Мадина Машукова).
Разум - акъыл.
Существует убеждение, что адыгство невозможно представить без большого
и непременно нравственно ориентированного ума - акъыл,
акъылыфIагъэ. Например, Ибрагим Ервас говорит: Адыгагъэр акъылщ, акъыл
зимыIэм адыгагъэр хузехьэнукъым - букв.: "Адыгство - суть разум,
неразумный не способен нести в себе адыгство".
На особое место разума или
разумности в системе адыгства указывает Мамыза Озов: Адыгагъэр зыгъэнахуэр
акъылщ - "Своим существованием адыгство обязано разуму". О том же говорят
Абыхуна Тхазаплижева, Исхак Хатков, Уалагей Аутлев, Меджид Скончебасов,
Сули Шоотох, Биболет Хатит, Бахчерий Напсо и многие другие информанты.
Считается, что разум не только обслуживает, но и диктует нравственное
мышление и поведение, что нарушение принципов адыгской этики
нецелесообразно, нерационально, неразумно.
Разумность соотносят с
трезвым социальным умом, с так называемым "искусством находиться среди
людей" - цIыху хэтыкIэ, с успехом решая в контактах с ними насущные
жизненные вопросы. Прежде всего, хотя, конечно, не исключительно, это
вопросы, связанные с обеспечением благополучной жизни, с такими
ценностями, как любовь и уважение близких, здоровье, долголетие, богатство
(Тембот Балов, Бабыху Гучапшева, Сафарбий Катмасов, Хаджумар Хаужев). С
разумностью ассоциируются также самокритичность и чувство меры - мардэ
(Токан Таов, Тембот Гуанов, Хазиз Жиляев, Ибрагим Тляругов).
Специально выделяют
"способность понимания" - зэхэщIыкI, то есть умение дать точный
нравственный диагноз жизненной ситуации, проникаясь уважением и
сочувствием к ближним (Бетал Ордашев, Умар Бегереев, Куна Готыжева,
Гуашхуж Хакунова). Отсюда образ человека с пониманием - зэхэщIыкI зиIэ
цIыху - умного, проницательного и доброго одновременно.
Мужество - лIыгъэ, В
представлениях опрошенных - это прежде всего нравственно акцентированное
свойство, включающее в себя не только воинское мужество и храбрость,
выдержку и упорство в достижении целей, но и такие качества, как
справедливость, деликатность, толерантность. Вводится понятие
"благородного мужа" - лIыфI, то есть человека бесстрашного и честного,
мудрого и великодушного, воспитанного и выдержанного - обладающего в
полной мере адыгством (Ильяс Мельгош, Хабала Нибежев, Шамхат Коблева,
Ереджиб Хушт и др.). В этом значении используется и понятие "адыгэлI"
- букв.: "адыгский муж", "адыгский мужчина" (Сахид Женетль, Аскер Хейри,
Нурали Урусмамбетов и др.).
Мужество включают в число
главных признаков адыгства, ср.: Адыгагъэр нэмысщ, цТыхугъэщ, лIыгъэщ,
гущIэгъущ - "Адыгство - это почтительность, человечность, мужество,
сострадание к ближнему" (Жамбот Хапамцивов); Адыгагъэ хэлъщ жаIэмэ, цТыхур
игъэпэжу, пщIэ яхуищIу, лIыгъэ хэлъу зэманым зыдыригъэкIуу арщ - "Если
говорят о ком-либо: "обладает адыгством", это означает, что человек верен
своим обязательствам, уважает и ценит людей, мужественно, то есть
терпеливо, достойно, с умом приноравливается к поворотам времени и судьбы"
(Али Кушхов).
Характеризуя мужество,
часто ссылаются на толерантность и способность стойко переносить
физические и душевные страдания, неудачи, удары судьбы (Ибрагим Коблев,
Амин Дугужоко, Идрис Зарамук). Специально выделяется сдержанность в
проявлении негативных эмоций - тэмакъ кIыхъагъэ (Цуца Шкахова, Мунчак
Хатуев, Мухамед Молов и др.).
В число безусловных
признаков мужества включают иногда и неукоснительное соблюдение правил
адыгской этики и этикета. Считается, что это трудное дело, требующее
больших знаний, сил, средств и, стало быть, большого мужества (Гиса
Дзетель, Ибрагим Теучеж, Узырхан Бесланеев, Лих Меров).
Честь - напэ. Понятие
"напэ" - букв.: "лицо" постоянно фигурирует в определениях адыгства со
значением "честь", "совесть", "стыд", ср.: Адыгагъэр цIыхугъэщ, напэщ,
нэмысщ - "Адыгство суть человечность, честь, почтительность" (Унат
Курашинова); Адыгагъ
зыфаIорэр напэ, щыпкъагъ, лIыгъэ -"Под адыгством подразумевают честь,
верность, мужество" (Нух Анчок).
Общее мнение таково,
что честь, совесть и стыд вовлекают человека в должное, нравственно
полноценное поведение и отвращают от безнравственных поступков.
Распространено представление о лице, как об органе постоянного
внутреннего контроля за соблюдением моральных норм, - о механизме,
который функционирует в тесном контакте с другими заповедями адыгской
этики, ср.: Адыгагъэр зэтезыIыгъэр лIыгъэщ, напэщ,
укIытэщ - "Адыгство держится на мужестве, чести, стыде" (Абдулчарим
Патов); Нэхащи укIыти зимыIэрэм адыгагъи
иIэрэп - "Если в человеке нет скромности и стыда, то, следовательно,
нет в нем и адыгства" (Исуф Тлиф).
С категорией лица связывают представления об этическом страхе:
шынэ-укIытэ - букв.: "страх-стыд". Обычно под этим понимают страх потерять
лицо (Тагуна Камбиева, Фица Тарчоков, Хаджебий Темзоков и др.). Упадок
нравов объясняют часто исчезновением, вытеснением этического страха
(Матгирей Тхамоков, Шарет Куадже и др.).
Любопытны суждения, в
которых категория лица используется для обозначения чести народа - адыгэ
напэ. Эту честь, как утверждают информанты, обязан поддерживать каждый
черкес своим благородством, мужеством, адыгством. К примеру, говорят:
ЛIыгъэ хэлъыу, зэрихьэу зыхъукIэ адыгэ лъэпкъым и напэ къыдишаеу, адыгагъ
хэлъ ащыгъум - "Если человек поступает мужественно и достойно, это значит,
что он поддерживает честь народа, обладает адыгством" (Хутыз Ханмелич).
Напэ уиIэмэ узэрыадыгэр бгъэгъуащэкъым: цIыхугъи лIыгъи адыгагъи пхэлъщ -
"Если ты человек чести, то тем самым оправдываешь высокое звание адыга, и
это значит, что есть в тебе и человечность, и мужество, и адыгство"
(Жансит Кабардов).
Итак, существуют пять
принципов адыгской этики. Каждый из них будет рассмотрен подробно в
последующих главах книги. Однако уже сейчас можно сказать, что перед нами
постоянные координаты адыгства, главные ориентиры и механизмы
воспроизводства и развития нравственного сознания. Акцентируя внимание на
онтологической сущности и необходимости ведущих моральных ценностей и
установок, не зря говорят: Зэманым нэмыс умыщI жиIэркъым - "Время не
отменяет этичность" (Бабыху Гучапшева); Хабзэжъ хэкужъ къранэркъым -
"Покидая родину, не забывай (не оставляй там) добрые традиции народа"
(Гукемух, Кардангушев 1994: 113).
По адыгским понятиям,
принципы традиционной этики нельзя предать забвению без ощутимых
негативных последствий для социума. Отказ от исполнения моральных правил
ведет к аномии, а аномия, в свою очередь, к разрушению устоев личности и
общества, ср.: Хабзэр кIуэдым цIыхури мэкIуэд - букв.: "С исчезновением
моральных норм исчезает человек" (Хамид Отаров, Гиса Орд оков, Зарамук
Хуранов и др.); Хабзэр кIуэдым лъэпкъри мэкIуэд - "С исчезновением хабзэ
исчезает с лица земли и народ" (Нух Тлостанаков, Шахбан Шидаков, Музариф
Гукетлов и др.).