Адыгство, как было
показано, - система ценностей, лежащих в основе этической рационализации
мира. С другой стороны, это механизм культурной самоорганизации
этнического социума. Тем самым в одном понятии соединяется этническая и
этическая идеология, что ставит адыгство в один ряд с самыми уникальными
явлениями мировой этической теории и практики.
Заметим в данной связи,
что адыгство существенно отличается от таких понятий, как "еврейство"
(jewishness), "римскость" (romanitas), "эллинство", "русскость", которые
служат главным образом только обозначениями некоего этнического и
суперэтнического культурного сообщества или единства. Специфика адыгагъэ в
том, что это, кроме того, детально разработанная этическая система,
концентрированная на формировании homo moralis, определяющая характер
взглядов на доброе и злое, хорошее и дурное, справедливое и
несправедливое, приличное и неприличное... По составу основных принципов и
категорий она совпадает во многом с конфуцианством, хотя есть и некоторые
различия (См.: Тейдзио 1911: 6-7; Радулъ-Затпуловский 1947: 140). К
примеру, в конфуцианской этике не выделяется специально принцип мужества,
который в системе адыгской этики является ключевым. С другой стороны, в
адыгской этике не фигурирует столь важный для конфуцианства долг
справедливости. Он разлит по всему "телу" системы в виде внутреннего
условия ее функционирования, хотя и тяготеет, как было отмечено, к долгу
чести - напэ.
Но главное отличие
адыгства от конфуцианства состоит в его ориентации на производстве
этничности, на противодействии процессам, разрушающим нацию и национальный
дух. Такая, можно сказать тотальная, концентрация на демосе не свойственна
конфуцианству, и это одна из причин, способствовавшая тому, что, родившись
в Китае, эта идеология так легко была перенесена на культурную почву
Японии, Кореи и других стран. В случае с адыгством такой перенос
практически невозможен. Если какой-либо народ примет адыгство во всей
полноте, это будет равносильно смене национальности. Настолько силен в
данной категории его этноформирующий, этнопроизводящий посыл или
заряд.
Надо полагать, решающее
значение сыграло здесь само название адыгской этики - адыгство. Если
лишить ее данной, на первый взгляд только внешней оболочки, то это будет
уже несколько иная этическая концепция, в которой не ставится - во всяком
случае так остро - вопрос об общности психического склада и настроя нации.
Благодаря адыгству самосохранение и самовоспроизводство этноса стало
всеобщим моральным долгом. Вот, собственно, в чем уникальность адыгской
этики и ее отличие от других этических теорий и систем. Адыгство возникло
и функционирует как механизм культурной самоорганизации этнического
социума.
Из известных мне этических
систем аналогичные функции выполняет только абхазское апсуара - букв.:
"абхазскость". Так же как и адыгство, абхазскость является отображением
этнической идеологии и нравственно аргументированного бытия человека в
мире. Иными словами, это система нравственных принципов и ориентиров,
которыми должен руководствоваться во всех жизненных ситуациях каждый абхаз
(Инал-Ипа 1984; Касландзия 1995; Читашева 1995). Отмечается, кроме того,
что апсуара - выражение религиозного сознания (Мхонджия 1994), то есть и
здесь наблюдается много общего с адыгством.
Едва ли не полное
совпадение в строении, в терминологии, в логическом и психологическом
обосновании адыгской и абхазской этики. В ходе полевых исследований в
Абхазии я убедился, что идентичны (не только по смыслу, но и по
назначению, по характеру использования в повседневной жизни) основные
моральные принципы и категории абхазской и адыгской этики: человечность,
почтительность, мужество и т. п. Поразительное сходство и в самой
терминологии, ср.: адыг. псапэ - абх. апсапата (благодеяние); адыг.
гуэныхь - абх. агунаха (грех); адыг. адыгэ хабзэ - абх. апсуа къабз
(этикет); адыг. нэмыс - абх. аламыс (почтительность).
Таким образом, в культуре
абхазов апсуара выполняет в принципе те же функции, какие возложены на
адыгство в культуре адыгской нации. Перед нами даже не столько
сопоставимые, сколько тождественные понятия. При оценке степени родства
адыгов и абхазов это всегда нужно иметь в виду: языки этих народов
разошлись, но развитие культуры осуществлялось по одному сценарию.
Фактически абхазы, абазины и адыги - ответвления одного, хотя и не вполне
единого народа.