Существует убеждение, что
всякое благодеяние имеет положительную обратную связь - духовно обогащает,
облагораживает человека. И, кроме того, спасает - от греха, от
неправильного понимания жизни и своего места в мире. Отсюда
рационалистическая в основе своей концепция добрых дел: ФIы пщIэмэ
зыхуэпщIэр уи щхьэщ - "Совершая доброе дело, оказываешь услугу себе
самому", то есть спасаешь свою душу.
Такой ход мыслей имеет
фундаментальное значение. Он вселяет уверенность в том, что, осуществляя
действия, диктуемые человечностью, теряя при этом время, силы, средства,
человек приобретает взамен нечто неизмеримо большее - сознание
исполненного долга, душевное равновесие и спокойствие, самоуважение и
уверенность в будущем, в избранном способе существования.
Необычайная сила и
отчетливость подобных воззрений связаны с категорией псапэ. Это
концентрированное выражение таких понятий, как "добро", "благо",
"благотворение", "спасение", "спасение души". Поэтому в практике
повседневных связей активно используются два выражения: псапэ щIэн -
"совершать псапэ"; псапэ къэхьын - "приобретать псапэ". Первое из них
акцентирует внимание на акте благотворения, второе - на его позитивных
следствиях, на моральной заслуге и воздаянии. Таким образом, псапэ -
понятие, в котором слиты воедино две идеи - благодеяния и воздаяния. На
это указывает и внутренняя форма термина, где первый компонент псэ
означает "дух" "душа", а второй - пэ имеет по крайней мере два
значения:
1) начало, исток, основа;
2) опора, надежда, отклик, отзыв.
Существуют, стало быть, два толкования данного слова:
1) духовное начало;
2) душевная опора, надежда.
Дополняя друг
друга, они как нельзя лучше выражают идею благотворения и спасения,
включая как благотворение для других, для успокоения другой души, так и
благотворение для себя, для спасения и успокоения собственной души.
В какой-то мере все это
напоминает значение буддистских понятий пин - "моральная заслуга" и карма
- "воздаяние". Однако нужно учесть, что понятие "карма" прочно связано и с
воздаянием за грехи, а "пин" подразумевает главным образом заслуги,
связанные с воздержанием от действий, противоречащих морали - от убийства,
воровства, прелюбодеяния, пьянства и т. д. Весь посыл и пафос категории
"псапэ", в отличие от этого, в самих благодеяниях, в духовной искре,
которую высекают они в душах страждущего и его благодетеля.
Термин "псапэ" весьма
притягателен и элегантен - и сам по себе, и особенно в составе устойчивых
выражений. Магические ноты звучат в выражении Псапэ зыщIэм, псапэ къехь -
букв.: "Совершающий псапэ приобретает псапэ". С большим пиететом
произносят выражения: Псапэ къихъащ - букв.: "Приобрел псапэ", Псапэ ищIэ
зэпыту дунейм тетащ - "Совершая псапэ (добрые дела), жизнь прожил".
Широко и разнообразно используют это слово
в благодарственных благопожеланиях: Псапэу тхъэм къуитыж - "В качестве псапэ Бог тебе да воздаст
за твое доброе дело"; Гугъу фызэрехъар гъащIэу, псапэу, гукъыдэжу тхъэм къывитыж - "За ваши труды
Бог да воздаст вам долголетием, здоровьем, отпущением грехов". Подобные формулы считаются
особенно изысканными, а для реципиента не только лестными, но и полезными,
способными оказать благотворное действие на его жизнь и судьбу. То же
следует сказать о формуле Псапэ тхьэм ищI - "Псапэ Бог да сделает". Суть
данного пожелания можно передать следующими словами: "Да достигнет
благодеяние цели, да зачтется оно его исполнителю самим Богом". Такое
высказывание уместно во всех случаях, когда кто-либо оказывает другим
важную помощь или поддержку. Кроме того, так обращается к самому себе и
субъект благодеяния в надежде, что Создатель зачтет его человеколюбивый
поступок, воздаст ему за это своей любовью и благосклонностью. Словом,
перед нами яркий пример самопожелания - словесного жанра, близкого к
заклинаниям.
Из всего сказанного
следует, что у человека нет полной уверенности в том, что благодеяние
получит логическое завершение и зачтется ему отпущением грехов. Всегда
остаются какие-то сомнения. Но с чем связаны эти сомнения, каковы критерии
псапэ как законченного, полноценного нравственного действия, достигшего
своей внутренней цели? Адыгская этика дает на эти вопросы развернутые и
хорошо аргументированные ответы.
Первое, на что следует
обратить внимание - мотивы и переживания субъекта благодеяния.
Если, совершая доброе дело, человек преследует только корыстные цели или, к примеру,
сожалеет о том, что помог кому-то, потратил на него время, силы, средства,
то такая помощь считается не вполне полноценной в нравственном отношении: Уи гум
Iей илъу блэжьа Iуэхур псапэ хъуркъым - "Благодеяние, совершенное со злом
в душе, не станет истинным псапэ"; ПщIа ухущIегъуэжым (ущIэфыгъуэжым)
псапэ хъуркъым - букв.: "Сожаление о благодеянии уничтожает псапэ". Обычно
в таких случаях субъект ощущает омрачающую сознание ущербность
совершенного действия. В отличие от этого, нравственно полноценное
благодеяние сопряжено с чувством радости, облегчения,
удовлетворения.
Психотехника псапэ, как мы
видим, напоминает буддистскую практику просветления через чистое,
свободное от корысти благодеяние (См.: Абаев 1996: 36). Но в адыгской
этике еще большее, пожалуй решающее, значение придают чувствам объекта
благодеяния. Если он испытывает удовлетворение, облегчение, радость,
значит, действие достигло цели - механизм благодеяния сработал. Обычно по
этому поводу говорят: Псапэр зыхуэпщIэм и псэм фIэфIырщ - "Псапэ -
действие, услаждающее, успокаивающее душу страждущего". Это обязательное
условие. Помощь или услуга, не вызывающая у человека радости, успокоения,
признательности, не может считаться полноценным актом благодеяния. Иными
словами, доброе дело должно получить соответствующую оценку и признание со
стороны тех, на кого оно направлено. Когда такого отклика нет, когда
реципиент не воспринимает подобный акт как добрую и кстати оказанную
помощь или услугу, не испытывает чувства благодарности и потребности
отплатить добром за добро, тогда действие субъекта не считается истинным
псапэ, благодеянием в полном смысле слова.
Все это позволяет понять
подоплеку прочно устоявшегося мнения, согласно которому обычно псапэ рождается,
когда помогаешь бедному, честному, отзывчивому человеку, и гораздо реже,
когда ту же помощь оказываешь богачу, завистнику, эгоисту, гордецу.
С этим связано разделение всех изначально добрых и человеколюбивых акций на две категории:
1) псапэ зыпылъ Iуэху - "действия, способные
вызвать псапэ";
2) псапэ зыпымылъ Iуэху -"действия, не способные
вызвать псапэ".
Соответственно реципиентов разделяют
на две категории: на тех, кто заслуживает благодеяния и помощь которым рождает псапэ,- псапэ
зылъыс цIыху - и на тех, кто не заслуживает доброго отношения и не способен его оценить,
- псапэ зылъымыс цIыху.
Итак, псапэ - своего рода
духовная искра, которую высекает добро в сердце страждущего. Если действие
не производит такого эффекта, причину неудачи следует искать не только в
настрое субъекта действия или в специфике самого действия, но также и в
особенностях объекта благодеяния, в его ощущениях и чувствах. Короче,
псапэ имеет место лишь в том случае, когда благодеяние вызывает эффект
обоюдного просветления и катарсиса.
Однако дело не ограничивается только этим.
Высшей инстанцией, определяющей, какие деяния человека подпадают под понятие "псапэ",
а какие не подпадают, является, как было замечено, Бог. Вот почему к нему обращаются с просьбой
соответствующим образом оценить то или иное действие: Псапэ тхъэм ищI -"Да воспримет Бог это
действие как псапэ". Так говорит про себя и для себя субъект благодеяния, а также третьи
лица - свидетели человеколюбивого поступка или действия. В свою очередь, реципиент желает
своему благодетелю того же самого, используя стандартную формулу: Псапэу тхъэм къуитыж -
"В виде псапэ Бог тебе да воздаст за это". Наконец, очень показательно клише, часто применяемое
в составе выражения соболезнования родственникам покойного: Псапэу ищIар тхъэм
Iиx - букв.: "Совершенные умершим благодеяния (псапэ) да примет (зачтет
ему) Бог".
Эти пожелания относятся к
числу наиболее изысканных в системе адыгской этики. Но особый интерес
представляет их внутренняя форма: указание на то, что, быть может, и не
все, что сделано человеком в расчете на благодеяние и воздаяние, будет
именно так и воспринято Создателем. Какими станут его решения, не знает
никто. Есть только уверенность, что они будут справедливыми, что человеку
воздается сполна за все его деяния на земле - добрые и злые.
Все это заставляет думать,
что псапэ стоит у истоков и в центре древнейшей религиозной системы
адыгов, не утратившей своего значения и по сей день. Псапэ -наилучшее
выражение идеи, согласно которой доброта должна быть деятельной и
бескорыстной, основанной на вере в Бога и в надежде на спасение, а не в
расчете на земные блага. Обязывая совершать добрые, человеколюбивые
поступки, адыгство придает им статус сакральных, богоугодных деяний,
имеющих самостоятельную ценность - как средство самоорганизации и
самоусовершенствования личности и общества.
Нужно отметить в данной
связи, что псапэ - ценность, прямо противоположная греху - гуэныхь.
Согласно традиционным воззрениям, общий объем совершенных при жизни
благодеяний зачитывается человеку не столько на этом свете, сколько на
том, и в рай попадают люди, имеющие в своем активе множество добрых дел.
Это в немалой степени способствует возникновению желания приобретать
псапэ. Чем больше благодеяний, тем лучше, и потому говорят: Псапэ куэд
хъуркъым -"Не бывает и не может быть излишка псапэ". Отсюда, собственно,
постоянная готовность помочь, оказать услугу, уступить, вызывая ответное
чувство любви и признательности.
Известно, что в европейской культурной традиции
добропорядочным считают человека уже в силу того обстоятельства, что он не причиняет вреда другим
людям (См.: Callahan 1981; Diamond 1988; Montague 1992). Отсюда понятие "минималистской этики",
или "морального минимализма", которое сводится к формуле: "Действие, каким бы образом оно
ни исполнялось, может считаться нравственным до тех пор, пока оно не причиняет зла другому"
(Callahan 1981: 265). По адыгским понятиям, это пассивная и нравственно неполноценная позиция.
Адыгство - философия каждодневных и бескорыстных действий в интересах ближнего, совершаемых не
только при случае, - когда об этом просят или напоминают, - но и по собственной воле и
инициативе. Поэтому вместе с общей готовностью к добрым, человеколюбивым
поступкам вырабатывается (через механизм псапэ) склонность к поиску
ситуаций, в которых можно оказать помощь людям, предупреждая их желания и
мечты.
Способы достижения этих
целей весьма разнообразны и зависят не только от личностных свойств
субъекта благодеяния, но и от конкретных условий и обстоятельств, в
которых он находится. Однако всегда были регламентированные формы. Так, в
прошлом адыгский князь раз в год освобождал без всякой платы несколько
крепостных. Отсюда наличие в социальной структуре феодального общества
целого слоя вольноотпущенников - азэт. По сей день сохраняется обряд
раздачи личных вещей покойника нуждающимся родственникам, обычай раздавать
бедным десятую часть урожая -сэджыт и т. д. Можно вспомнить также систему
взаимопомощи: во время полевых работ, стрижки овец, строительства дома,
заготовки на зиму дров и т. п. (См. об этом: Мамбетов 1974; Тлехас 1991).
Или бытовавший в сельской местности обычай так называемой "пятничной
раздачи молока и яиц" - мэрем джэдыкIэ гъэш. В последние годы стало
традицией посещать со всевозможными подарками приюты, тюрьмы, детские
дома, дома престарелых.
Все это, вместе взятое,
накладывает своеобразный отпечаток на образ жизни и умонастроение адыгов:
благотворительность, щедрая помощь страждущим превращаются в навязчивую
нравственную идею, и она дает о себе знать постоянно. Летом 1998 года во
время религиозного праздника, приуроченного к дню рождения пророка
Мухамеда (мулид), я стал свидетелем следующей акции. Женщины из подъезда
десятиэтажного дома, в котором я живу, собрали по сто рублей, чтобы на эти
деньги приготовить угощение детям из приюта для умственно отсталых
подростков. В течение дня было приготовлено столько яств, что хватило бы
на свадебный пир, а после обеда все это доставлено в приют - к великой
радости детей. Любопытно, что пока шли приготовления к благотворительному
обеду, к его устроителям добровольно присоединялись все новые и новые
лица. Продавщица из киоска принесла сто рублей и целую упаковку
мороженого; прохожие мужчины, узнавая, чем заняты женщины, также вносили
деньги; группа молодых людей вызвалась помочь женщинам транспортом. Особо
нужно отметить, что после окончания акции ее организаторы испытали
необычайное удовлетворение и умиротворение. По словам одной из женщин, это
был самый счастливый день в ее жизни.
Суммируя сказанное,
отметим, что традиции, так или иначе связанные с идеей благотворения и
спасения, поддерживают в адыгском обществе этически выверенное социальное
и психологическое равновесие, сокращают дистанцию между благополучием и
неблагополучием. Обычно в таких случаях говорят о характерном для общества
высоком уровне синергизма (содружества, сотрудничества, солидарности),
который выравнивает человеческие отношения, делает их более справедливыми
и гуманными, а в конечном итоге - более рациональными (Benedict 1970;
Maslow 1973). Категория псапэ как нельзя лучше отвечает данной задаче. Это
ценность, ориентирующая людей на каждодневную помощь другим, на заботу об
очищении и спасении своей души. Псапэ - концентрированное выражение
духовности, постоянного поиска моральной истины.
Однако нельзя сводить псапэ к
подобию индульгенции. Это был бы упрощенный взгляд на сущность столь сложной идеи.
Благодеяние, как было подчеркнуто, должно совершаться бескорыстно.
Отсюда одно из самых строгих правил адыгской этики: Псапэ щIэи псым хэдзэ - букв.: "Сделай добро
(псапэ) и брось, в воду". В идеале псапэ - такая форма добрых дел, которая не требует взамен
благодарности или наград, признания заслуг или прощения за какие-либо прегрешения. Скажу
больше, это даже не столько служение Богу, сколько служение самому себе
или своей душе. Отсюда упомянутое выше высказывание: ФIы пщIэмэ зыхуэпщIэр
уи щхьэщ - "Совершая добро, ты делаешь это для себя", то есть в целях
самоочищения, самоусовершенствования. Псапэ, говоря словами М. Фуко, суть
"забота о себе", "врачевание души", то есть практическая деятельность и
опыт, "посредством которых субъект осуществляет в самом себе
преобразования, необходимые для постижения истины" (Фуко 1991: 286). Это
"деятельность по самоспасению", осуществляемая человеком в течение всей
жизни и оберегающая его от несчастий, тревог, неудач.
Идея благотворения и
спасения, как мы видим, соотносима с теорией и практикой рационального
выбора или этического эгоизма, согласно которой моральное поведение
является в конечном итоге безусловно полезным как для самой личности, так
и для окружающих ее людей. Без этого, как говорил еще Дж. Мур, нельзя
представить себе сохранение и существование цивилизованного общества (Мур
1984: 231-245). Действие в интересах других людей, стало быть, является
одновременно и действием в своих собственных интересах. Известный
американский философ Р. Брандт отмечает в данной связи, что обычно в
межличностных отношениях "симпатия и доброжелательность проходят тест на
рациональность", и завершается эта активность трансформацией симпатии и
доброжелательности в акты, исполняемые не только для других, но и в
собственных интересах (Brandt 1979: 333).
Культурным выражением
подобных превращений и является, как мы убеждаемся, категория "псапэ".
Нужно только добавить, что в контексте базовых адыгских ценностей такие
операции точнее было бы отнести к проявлению разумного альтруизма, а не
эгоизма, чтобы исключить ассоциации с идеями минималистской этики.
Впрочем, дело, конечно, не
в терминологии, а в самом синергитическом принципе организации жизненного
мира. В соединении с четко поставленными общенациональными целями этот
принцип может стать главной этической опорой формирующегося гражданского
общества.