Питательной внутренней
"средой" человеколюбия является свойственное человеческой природе
соучастие, сострадание, сопереживание. Говоря языком психологии, это
эмпатия, под которой подразумевают "способность проникать в психику
другого человека, сочувствовать ему и принимать его чувства в расчет"
(Шибутани 1969: 139). Эмпатию характеризуют как "теплое" вхождение в роль
другого человека - в отличие от "холодного вхождения", когда оно не
сопровождается сочувствием и доброжелательностью (Собкин 1977). Отсюда
представление об эмпатическом способе восприятия, понимания и общения,
когда человек на некоторое время оставляет в стороне свои собственные
интересы и живет жизнью другой личности, ощущая и оценивая ее чувства как
свои собственные (Stotland 1969; Rogers 1975). Подчеркивается, что
эмпатичный человек не только хорошо распознает, чувствует и понимает
переживания других, он тактично и заботливо сообщает об этом, выражает
свое участие в словах, жестах, поступках (Rogers 1977: 11).
В адыгской этике в значении
"эмпатия" используется слово гущIэгъу, состоящее из двух элементов: гу - "сердце",
щIэгъу - "сочувствие", "соучастие". В итоге получаем ряд однородных
значений: "сердечное участие", "сердечная участливость", "сердечная
связь", "сердечный отклик". Все они хорошо передают не только сущность, но
и различные оттенки эмпатии. При этом в полном соответствии с идеей и
общей направленностью человечности "участливость" оценивают как моральную
обязанность и важное нравственное качество личности.
Об участливом человеке всегда
и с большим уважением говорят: гущIэгъушхуэ хэлъщ - "большой способностью участия
обладает", цIыху гущIэгъулыщ - "сердечный, участливый, жалостливый человек".
Если данное качество выражено слабо, в отзывах звучат оттенки сожаления, досады, осуждения:
гущIэгъу хэлъкъым, гущIэгъуншэщ - "бессердечный, черствый, жестокосердный".
Ясно, что эмпатичность
формируется и поддерживается благодаря усилиям воли, под контролем
моральных принципов и правил. Мы откликаемся на переживания других людей
не только в силу чисто эмоциональной отзывчивости - непроизвольно, но и
вполне сознательно, напрягая свое внимание, память, мышление. Эмпатия в
этом смысле является одной из форм самопожертвования. Для того чтобы
"войти" в личный мир другого человека, разделить его радость или горе,
необходимо преодолеть себя, оставить в стороне свои собственные интересы и
дела. "Быть эмпатичным трудно, - пишет в этой связи К. Роджерс.- Это
означает быть ответственным, активным, сильным, и в то же время - тонким и
чутким" (Rogers 1975: 9). Отсюда выдвинутая им концепция развития
"личностной силы" (personal power) в процессе так называемого
личностно-центрированного воспитания и образования. Такое же значение
придают эмпатии в системе адыгской этики. Понятие "мужество" - лIыгъэ не
зря используется как синоним эмпатического понимания и эмпатического
образа действий.
Большое распространение имеют суждения
об эмпатии как о моральном долге или законченном акте благотворения, ср.: ЦIыхум
гущIэгъу хуэщIын хуейщ - "Необходимо принимать сердечное участие в делах других людей";
ГущIэгъу къысхуищIащ - "Принял сердечное участие в моих делах". В качестве отрицательной
характеристики используются высказывания типа: ЦIыхум гущIэгъу хуищIыркъым - "Не принимает
сердечного участия в делах других людей";
ГущIэгъу къысхуищIакъым - "Не принял сердечного участия в моих делах".
Следует сказать еще и о
том, что развитую восприимчивость к переживаниям людей расценивают как
врожденное качество, как особый, почти божественный дар. И в самом деле,
не всем дано проникнуть во внутренний мир другого человека, понять и,
главное, принять близко к сердцу его радость и боль. У каждого в этом
смысле свой, присущий только ему, порог чувствительности. В то же время
бытует мнение, что степень чувствительности воспитывается и меняется с
возрастом, под влиянием внешних условий и обстоятельств. Есть,
следовательно, все основания говорить о естественных и культурных
детерминантах эмпатии.
Заметим в данной связи, что понятие "гущIэгъу"
имеет много общего с категорией "ниньо" в японской культурной традиции, является выражением
свойственной людям чувствительности и отзывчивости. Однако у японцев ниньо - символ природной
стихии, вступающей в противоречие с социальными и моральными обязанностями - гири, порождая
дилемму чувства и долга (Joy 1961: 675; Caudill 1970: 41). В случае с категорией "гущIэгъу"
такие ассоциации не возникают. Общее мнение таково, что это высокоответственная чувствительность,
действующая в унисон с основными требованиями адыгской этики. Рекомендуется не подавлять,
а всемерно поощрять и развивать такой дар. В частности, детей уже с 2-3-летнего возраста
приучают распознавать и чувствовать боль, радость или страдания окружающих. Одно из самых важных
правил адыгской этики гласит: Псэ зыхэту хъуам гущIэгъу хуэщIын хуейщ - "Необходимо сочувствовать
всем существам, в которых есть душа". В своих высших проявлениях эмпатия, как было сказано,
включает в себя не только врожденную, рефлекторную чувствительность, но и вполне
осознанное, доброе, непредвзятое и уважительное отношение ко всему живому,
в том числе и к растительному миру.
И последнее, о чем
необходимо сказать. Эмпатия формируется, оттачивается в течение всей жизни
человека в ходе познания и самопознания и включает в себя целый ряд
частных способностей, начиная от простой, почти рефлекторной отзывчивости,
заканчивая скрупулезным анализом ситуации, принятием важных решений о
стратегии и тактике поведения. Одним словом, она имеет свою довольно
сложную "гносеологическую структуру", в которой выделяются как
интуитивные, не вполне рациональные, процессы - "предпонимание", так и
рациональные - "понимание".
Анализ человечности под
этим углом зрения поражает обилием понятий, передающих сложную палитру
процессов сопереживания. Среди них наибольшую значимость имеют такие
категории, как "нравственное внимание" - гулъытэ, "нравственная память" -
гукъэкI, "нравственное понимание" - зэхэщIыкI. Они, собственно, и образуют
структуру эмпатии - ее различные звенья или этапы, слитые в едином
процессе "теплого вхождения" во внутренний мир другого.