В отличие от внимания в
обычном смысле слова, нравственное внимание связано главным образом с
характером личности и в гораздо меньшей степени с какими-либо
физиологическими процессами и механизмами. Строго говоря, гулъытэ - особая
форма любознательности или пытливости, способность выявить, распознать
переживания или состояния человека и по-доброму, по-человечески
отреагировать на них. К проявлениям нравственного внимания относятся
расспросы о здоровье, поздравления с радостным событием, соболезнования,
всякого рода предупредительные жесты, движения, действия, исполняемые в
интересах партнера по общению. Во всех случаях это забота о других людях,
приятное и лестное для них свидетельство их значимости в глазах
окружающих.
Хочу в этой связи
подчеркнуть, что есть тонкое различие между процессами нравственного
внимания и их проявлениями в действиях и поступках. В строго
психологическом смысле гулъытэ - это нравственно мотивированное
сосредоточение сознания на переживаниях другого человека с целью их
выделения из суммы иных, обычно более сильных, раздражителей. Превращаясь
в привычку, в постоянно действующий механизм контроля ситуации, такая
установка манифестирует особое отношение к людям и в целом к жизни - не
только внимательное, расчетливое, но и участливое. Отсюда, собственно,
термин гулъытэ - букв.: "сердечный расчет или учет".
По своему внутреннему содержанию это
устойчивый этический интерес, получивший в психологии и психиатрии название позитивного
внимания (Rogers 1959). Каждый человек нуждается в таком внимании со стороны окружающих;
все хотят, чтобы их любили, принимали в расчет их чувства, желания, мечты.
Категория "гулъытэ", стало быть, - выражение способности и необходимости удовлетворять
потребность людей в нравственном внимании, создавать для других определенный психологический
уют. Поэтому она предстает в виде одного из наиболее важных моральных
качеств личности, и отсюда разного рода оценочные понятия: гулъытэ зиIэ
- "внимательный", "чуткий", "душевный", гулытэшхуэ зыхэлъ -
"внимательнейший", "сверхчуткий", гулъытэншэ - "лишенный внимательности,
чуткости, холодный, черствый человек" и т. п.
Отсутствие позитивного
внимания к людям воспринимается как недостаток не только нравственной, но
и умственной культуры - акъылыншагъэ. Когда хотят сказать, что отсутствие
этического интереса является врожденным пороком, используют слово гунэф -
букв.: "слепое сердце". У человека со "слепым сердцем" нет чуткости,
тонкости, проницательности.
Из этого следует, что для нравственно
ориентированного проникновения во внутренний мир человека требуется особого рода
зоркость - "сердечная", или "душевная", подчиненная искреннему чувству любви, уважения,
сострадания. Не зря говорят, что глаза смотрят и видят, но по-настоящему распознает и
выделяет радость или печаль другого человека именно сердце или душа, ср.:
Нэр маплъэ, гум елъагъу - букв.: "Глаз смотрит, сердце видит (распознает)";
Нэ нэфым уфIэкIынт, гунэфыращ Iейр - букв.: "Не так страшна слепота глаз, как слепота сердца".
Адыгская этика рекомендует жить и общаться с людьми, принимая близко к сердцу чужую боль,
беду, печаль, радость, проявляя не холодный, не праздный, а "теплый" интерес к людям. Совершенно
необходимым считается готовность и умение поставить себя на место другого человека, особенно в
случаях, когда он находится в трудном положении, нуждается в помощи и поддержке. В таких случаях
говорят: Уи щхьэ елъыт - "Представь себя на его месте"; Ар зыIут IэнатIэр уи нэгу къыщIэгъыхьэ
- "Представь себе положение, в котором он находится". Тем самым этика оказывает регулирующее
влияние на содержание и распределение общего внимания личности.
Заметим в данной связи,
что общее внимание человека - это сплав внешнего внимания, объектом
которого является окружающий мир, и внутреннего - сосредоточенного на
собственном Я. Ценность категории "гулъытэ" в том, что она переключает
сознание на внешний мир, на состояния других людей - общая необходимость
внимания трансформируется в этический интерес. Это задает определенный тон
и определенное, этически выверенное направление внешнего внимания,
способствует формированию особого типа личности - чуткого, тонко
чувствующего переживания людей.