Существенным признаком
памяти является ее избирательность. Что же касается нравственного
воспоминания, то оно избирательно прежде всего в том смысле, что обязывает
отбирать и воспроизводить материал, который служит интересам другого
человека. Так же, как и в случае с нравственным вниманием, здесь на первый
план выдвигается нравственная валентность памяти, и отсюда дословное
значение термина "гукъэкI" -"сердечное воспоминание", то есть теплое,
доброе, сочувствующее. Категория "гукъэкI" является отображением
готовности извлечь из архивов памяти этически значимые, актуальные в
данный момент факты и отношения прошлого.
Когда говорят о ком-либо:
гукъэкI иIэщ - "обладает нравственной памятью", под этим подразумевают,
что он добр, чуток, и в то же время находчив, предупредителен. Такой
человек готов откликнуться на чужую радость, боль или беду каким-либо
неожиданным, неординарным жестом участия, опираясь на забытую или
игнорируемую другими информацию. Например, если ставший большой
знаменитостью человек навестит с подарками забытого всеми старого учителя,
то о нем с уважением скажут: ГукъэкI иIэщ, цIыхугъэшхуэ хэлъщ - "Сердечной
памятью, большой человечностью обладает".
Эмпатическое восприятие
переживаний человека предполагает опору на воображение и эмоциональную
память, на аналогичные переживания, имевшие место в жизни субъекта
социального действия. На этом строится концепция и тактика "непрямого
восприятия" личности (Соок 1971: 29), то есть видения и оценки человека
через призму прошлого опыта, через представление или воображение себя в
тех условиях и обстоятельствах, в которых находится в данный момент объект
его восприятия и наблюдения. С другой стороны, это селекция наличной
информации в соответствии с определенной, в данном случае нравственно
акцентированной перцептивной задачей (Cohen 1981).
Нравственное воспоминание,
как мы видим, связано с нравственным вниманием, является его продолжением
и дополнением. Можно даже сказать, что это одна из форм внимания, а
именно: нравственно мотивированное проявление внимания к актуальным на
данный момент элементам прошлого, к тому, что, казалось бы, не имеет
значения для настоящего и могло бы не приниматься в расчет. Поэтому
совокупное действие нравственного внимания и воспоминания я называю
нравственным озарением.
Обычно действия, диктуемые
нравственным озарением, являются для адресата приятной неожиданностью. И
совершаются они без каких-либо требований, просьб или намеков со стороны.
Словом, это самостоятельное, спонтанное движение навстречу людям,
проявление внутренней потребности и готовности человеколюбия. Необходимую
для нравственного мышления и поведения информацию нравственная память
черпает главным образом в событиях и ситуациях прошлого, которые внешне
никак не связаны с текущим моментом. Только по этическим соображениям они
становятся актуальными в данное время. ГукъэкI - этически значимая форма
соотнесения прошлого с возникшей ситуацией, нравственный отклик былого на
настоящее. И, кстати, чем дальше в глубь прошлого проникает нравственная
память, тем больше ценится базирующаяся на этом активность.
Необходимо развивать такую
способность, сознательно приучая и принуждая себя к этому. Если процессы
воспоминания прямо связаны с самоприказом (мысль, высказанная в свое время
П. Жане), то в отношении нравственного воспоминания это справедливо
вдвойне. Воспоминание можно рассматривать как поручение, которое дает
личность самой себе. Но в случаях нравственного воспоминания к этому
прибавляется еще всеобщий моральный долг - не забывать о нуждах других
людей, помнить об их добром отношении, оказанной помощи или моральной
поддержке. Следовательно, нравственное воспоминание, как и память в целом,
включено в систему более широких жизненных связей и отношений, в систему
структурирования и анализа бытия. Каждый день перед человеком встает
вопрос, что именно следует вспомнить, чтобы наилучшим образом, этически
грамотно отреагировать на ту или иную ситуацию. Это требует и определенной
мыслительной работы; мышление определяет, когда и что необходимо
вспомнить.
Кроме того, именно мышление или
акты нравственного понимания - зэхэщIыкI доводят процесс эмпатии до своего логического
конца, до установления всех нюансов доброго и злого. Отсюда выражение:
зэхэщIыкI зиIэ цIыху - "понимающий человек", "человек с пониманием",
то есть умный, проницательный и добрый. В последующем, в связи с анализом
принципа разумности, мы еще вернемся к этой очень важной категории.