Категория "ЦIыхум и нэмыс"
выражает безусловное право человека на уважение, независимо от возраста,
пола, социальной или расовой принадлежности. Устанавливается, иначе
говоря, персональное правовое поле личности, в которое не должен
вторгаться никто. Говорят: ЦIыхум и нэмысыр хъумэ - "Береги намус
человека" или ЦIыхум и нэмысыр умыкъутэ - "Не разрушай намус человека".
Осуждается всякое посягательство на честь и достоинство личности.
Трудно переоценить
социальную значимость данной категории. Этический иммунитет устанавливает
равенство прав на элементарное уважение и признание каждого человека, будь
то высокопоставленный чиновник, ребенок, кровный враг или нищий бродяга.
Так формируется демократическая структура характера, в которой, по словам
А. Маслоу, центральное место занимает "тенденция уважать любое
человеческое существо лишь потому, что это человек" (Maslow 1954: 220). В
русле подобной направленности, то есть с учетом и под контролем этического
иммунитета, возникают, развиваются и действуют общепринятые правила
взаимного обхождения - хабзэ, поддерживается определенный уровень или
необходимый минимум этической законности. Акцентируя на этом внимание,
обычно говорят: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым - "Адыгский
(морально-этический) кодекс исключает дискриминацию".
Есть другой вариант
данного высказывания: Адыгэ хабзэр лъэныкъуэрыуэкъым, псоми хуэфащэ пщIэ
къыхуегъуэт - "Адыгский кодекс не терпит дискриминации, каждому отпускает
такую меру почета и уважения, которую он заслуживает". Это означает, что
нужен, кроме всего прочего, дифференцированный подход, ставящий степень
уважения личности в зависимость от ее места в структуре общества. Вводятся
имеющие четкое обоснование понятия типа: нэхъыжьым и нэмыс - "честь
старшего", адэанэм я нэмыс - "честь родителей", бзылъхугъэм и нэмыс -
"честь женщины", хьэщIэм и нэмыс - "честь гостя", президентым и нэмыс
-"честь президента". Понятие чести используется здесь для обозначения
сравнительно высокого положения в обществе, а также в практических целях:
для защиты определенной категории лиц от неуважительного отношения.
Этический иммунитет является гарантом вполне оправданных ожиданий и надежд
на то, что с человеком вообще, но в особенности со старшими, женщинами,
гостями, детьми будут все и всегда вежливы, предупредительны,
тактичны.
В таком виде идея
почитания как нельзя лучше вписывается в более широкое понятие адыгства,
усиливая его гуманистический смысл. Это "броня", оберегающая личность от
неприятных воздействий и переживаний, создающая необходимый минимум
психологического комфорта и уюта. Разрушающий эту броню, тем самым
посягающий на честь уважаемых или беззащитных членов общества,
подвергается резкому осуждению как человек, лишенный адыгства, ср.:
Бзылъхугъэм и нэмысыр зыкъутэм, лIыгъи, адыгагъи хэлъкъым - "Нет ни
мужества, ни адыгства в мужчине, посягнувшем на честь женщины".
Боязнь задеть честь
и достоинство окружающих стала одной из характерных черт национального
характера адыгов, и с этим связана необычайная деликатность, которую
проявляют они в повседневном общении. Запрещается прерывать речь старшего,
сказать ему, что он в чем-то виноват, не прав; отказ в какой-либо просьбе
необходимо сопроводить извинениями, убедительными аргументами. С особым
вниманием относятся к просьбам женщины, гостя, человека другой национальности.
Грубым нарушением морали считается распространение о ком-либо позорящих слухов, ср.:
Езым хуэдэлI зыубыр лIыкъым - "Кто хулит такого же мужчину, как он сам,
- не мужчина"; ИбгъэкIыжа фыз умыуб - "Жену, с которой развелся, не хули" и т. п.
В присутствии почитаемых лиц нельзя говорить на повышенных тонах или о чем-то неприличном.
Если приходится сказать что-либо, что может задеть их достоинство, сначала извиняются:
Фи нэмыс нэхъ лъагэ ухъу - "Ваша честь да будет еще выше". Замечания необходимо высказывать
в деликатной форме, но еще лучше воздержаться от них. Рассказывают, что однажды князь
пригласил одного из своих подданных на обед. Увидев, что гость принялся есть мясо,
не пользуясь ножом и вилкой, хозяин, чтобы не смущать его, не проронив ни слова,
отложил свой нож и вилку и тоже стал есть руками. Тем самым он "сберег честь и репутацию гостя",
и этот "жест" был воспринят как почтительный, куртуазный. О таких людях обычно говорят:
Iулыдж иIэщ - "Деликатен, учтив".
С представлением об иммунитете
личности связаны строго установленные нормы невербального, и в том числе проксемического,
поведения. Нельзя занимать отведенное старшим почетное место, стоять перед ними,
скрестив на груди руки, сидеть развалившись или положив ногу на ногу и т. д.
Во время танцев запрещается поворачиваться к партнеру спиной. Существует понятие
"личного пространства" - цIыхум и пащхьэ, в которое нельзя вторгаться без видимых
оснований и причин. В положении стоя обычно это дистанция, равная 1-2 метрам,
что соответствует аналогичным американским стандартам (Hall 1968: 121-122) и гораздо выше,
чем у многих восточных народов. Запрещаются принятые у арабов, латиноамериканцев,
итальянцев похлопывания по плечу, прикосновения к рукам и т. д. (Watson 1974: 330).
Если случайно или по необходимости прикасаются к собеседнику, то следует приуроченное
к этому извинение: Си Iэ фIыкIэ ноIусэ -"Моя рука добром тебя да коснется".
Человек и сам должен
заботиться о своей чести. К примеру, старшие обязаны поддерживать свой
иммунитет, не допуская фамильярности со стороны младших. Общее правило на
этот счет гласит: Нэхъыжъ нэхъыщIэ и жъэ итIатэркъым - букв.: "Старшие не
развязывают язык младших". Рассказывают, что однажды к почетному старшему
подошел разбитной парень и спросил небрежно, нет ли у него табачку. Старец
достал кисет и в тон ему ответил: "Забирай целиком". Парень опешил, почему
весь кисет? Старик усмехнулся и сказал: "Зачем мне табак? Отныне я это
занятие, поставившее нас с тобой на одну доску, бросаю навсегда". Тем
самым он дал понять невежде, что тот ведет себя бестактно, "разрушает его
нэмыс".
Младшие тоже заботятся о сохранении
"лица". Но здесь нужна особая деликатность. Однажды к знатному, человеку прибыла
группа мужчин. Хозяин, следуя обычаю, накрыл для них стол. Гости принялись за еду не замечая,
что в стороне остался самый младший из них, который не мог позволить себе сесть за стол
без разрешения старших. Он оказался в неловком положении: сидеть, потупив взор,
не принимая участия в трапезе, было бы унизительно, а выговаривать старшим за то,
что о нем забыли - неприлично. И тогда, так чтобы все слышали, парень обратился к
поданной на стол голове коня:
Уэ алпыжъ мыгъуэм урищхъэщ, сэ хьет жезыгъыIэ лIышъхьэм сырикъуэ закъуэщ,
Iэнэр зэзылъэфалIэу шхэм сащыщкъым - "Ты голова славного альпа, а я
единственный сын знатного мужа, набрасываясь на стол (без приглашения)
есть не привык". Услышав это, присутствующие переглянулись и пригласили
парня к столу.
Мораль этой притчи еще и в
том, что необходимо правильно оценивать себя и ситуацию, в которой
приходится заявить о своем иммунитете, найти для этого приличествующие
условиям момента слова и выражения. Такие умения повышают авторитет
человека, и нужно заметить в данной связи, что степень уважения и почета,
которую отпускает общество отдельным категориям лиц, не столь жестко
задана, как может показаться из предыдущего изложения, где речь шла лишь
об общем - социально-ролевом направлении этического иммунитета. На
практике нэмыс или пщIэ - такое отношение людей, которое нужно заслужить
своими деяниями, образом жизни, адыгством. К примеру, на это не вправе
рассчитывать в полной мере даже очень старый, но порочный, злой,
неразумный человек, приносивший людям несчастье и беды.
Следует помнить еще и о
том, что осуждаются, как несовместимые с адыгством, назойливые притязания
на честь, славу, награды, авторитет. Просить или требовать, чтобы высоко
оценили твою персону, - значит вести себя самым негодным образом, не
по-адыгски. Если же дело доходит до скандальных претензий, упреков, обид,
то человек становится предметом осуждения, справедливых нареканий и
насмешек и вместо желаемого признания роняет остатки своего авторитета.
Говорят: Нэмысыр лъэIукIэ къахьыркъым - "Честь и признание не достигаются
просьбами". Почет и хорошую репутацию необходимо заслужить.