Слово "акъыл" - наиболее
общее обозначение умственной культуры личности и общества, система
принципов, умений, навыков нравственно аргументированного мышления.
Показательно, что с разумом,
интеллектом связывают жизненный мир и духовную перспективу личности - цIыхум и дуней.
Одновременно в терминах умственного пространства и горизонта оценивают и объясняют
индивидуальные различия между людьми, ср.: Щхьэж и акъыл и дунейщ - "Каков разум,
таков и жизненный мир"; Акъыл зэрыз зимыIэ щыIэркъым -"У каждого свой (особенный) разум".
Термин "акъыл" применяется здесь в значении, близком к понятиям "нрав", "ментальность",
"картина мира" и легко заменяется словом "хьэлщэн" - букв.:
"характер-нрав". Подчеркивается, что люди не могут быть и не бывают умны
одинаково; у всех свой багаж знаний и опыта, свой, особенный взгляд на
жизнь.
Однако ничто не
освобождает от необходимости или долга благоразумия и рассудительности.
Ум, игнорирующий моральный опыт, ограничен, не способен отделить доброе от
злого, приличное от неприличного, правильное от ошибочного. Отсюда
суждения типа: Акъылыр къалэмкъым - "Разум не сводится к грамоте"; Еджа
щхьэкIэ япщэжакъым - "Выучился, но разумным не стал". Строго говоря,
разумным (акъылыфIэ) может быть признан лишь человек с ярко выраженной
социальной, нравственной ориентацией ума.
Поведение неразумных -
акъылыншэ дезорганизует групповую деятельность, они не умеют сохранять и
поддерживать добрые и ровные отношения с друзьями, родственниками,
сослуживцами. Напротив, разумность - акъылыфIагъэ сплачивает людей,
создает психологическую базу для понимания и доверия, согласия и
признания, взаимной выручки и поддержки. В таких случаях говорят: Я акъыл
зэтехуащ - "Их взгляды (ментальности) совпали", а группе, приступающей к
какой-либо сложной и длительной совместной деятельности, высказывают
пожелание: Фи акъыл зы тхьэм ищI - "Единомышленниками Бог вас да сделает".
Речь идет, конечно, не о тождестве способностей, навыков, знаний, а об их
удачном, рациональном распределении и совмещении, а главное - о желаемом
сходстве в структуре нравственного разума, во взглядах на фундаментальные
моральные ценности, на такие, в частности, как добро и зло, благородство и
подлость, мужество и трусость, благодарность и неблагодарность.
Даже при большом
совпадении целей, задач, знаний различия в структуре нравственного разума
становятся серьезной помехой для взаимопонимания и сотрудничества. Поэтому
адыгство обязывает искать и находить в контактах с людьми этически
выверенный общий язык и поле взаимных интересов. Тот, кто не справляется с
подобной задачей, считается недостаточно разумным, и потому говорят:
Узыхэтым уадемыкIумэ, уи унэ умыкIуэж - "Если не можешь поладить с
группой, в которой находишься, то и в дом не возвращайся". Нужен поиск
адекватной социальной идентичности, который связан неизбежно с
нравственными исканиями и этической рационализацией жизненного
мира.
Очевидна, таким образом,
практическая значимость и направленность разума. Разумный человек
адекватно оценивает себя и правильно, этически грамотно реагирует на
внешние воздействия. Говорят: ГъащIэр зэтезыIыгъэр акъылщ - "Жизнь (мир)
держится на разуме". Разум устанавливает и поддерживает социальный
порядок, направляет и корректирует действия людей, выполняет роль
нравственно-интеллектуальной цензуры поведения.