Не нужно приспосабливаться
к миру, учит адыгская этика, необходимо приспосабливать себя к окружению и
окружение к самому себе. Такова складывавшаяся веками стратегия
рационального выбора себя - через самостроительство, через
самоусовершенствование. В современной науке подобным процессам уделяется
большое внимание, и в связи с этим обычно говорят о "культуре себя"
(Фуко), о поиске и формировании эффективной и перспективной практической
идентичности, обеспечивающей высокий уровень ориентации в самом себе и в
окружающем мире (Erikson 1959; Nicols 1970, Wong 1988).
Специфическим выражением такой
- нацеленной на успех и самоусовершенствование - идентичности служит в
системе адыгства понятие " цIыху хэтыкIэ" - "искусство находиться среди людей".
Если о ком-либо говорят: цIыху хэтыкIэ ещIэ - "обладает искусством находиться среди людей",
это звучит как похвала, указание на разумность, социальную надежность и
состоятельность личности, на умение налаживать и поддерживать добрые
отношения с людьми. Устаревшее русское слово "людскость" как нельзя лучше
передает эти качества. "Искусство находиться среди людей", или людскость,
- это умение достойно жить и вести себя в обществе, поднимая авторитет
человека и взрастившей его культуры.
На первый план выдвигается
при этом способность понимания - зэхэщIыкI, как внутренняя сила,
призванная устранить помехи, встающие на пути правильной ориентировки в
мире. Очевидно, что понимание имеет два вектора. Прежде всего это
самопонимание - способность хорошо ориентироваться в своем ментальном
пространстве и на этой почве строить Я - образы с оптимальной
духовно-нравственной перспективой. Второй вектор - готовность понять и
принять жизненный мир другого человека, действовать с учетом его
интересов, желаний, целей. Это эмпатическая операция, призванная, как
указывалось ранее, смягчить, уравновесить, исправить отношения людей.
Сложилось мнение, что такая установка стимулирует позитивные и подавляет
негативные цели, желания, действия. В первую очередь она отменяет
поступки, способные причинить людям боль и страдания, выступает аналогом
известной конфуцианской и библейской заповеди, гласящей: "Не делай другим
того, чего не желаешь себе". Эмпатия и взаимное принятие ролей становятся
идеалом коммуникации.
В системе адыгства все это
имеет определенное онтологическое и гносеологическое обоснование.
Считается, что каждое жизненное отношение включает в себя эманацию добра -
"е" и зла - "фIы". Задача, стало быть, в том, чтобы, проникая в глубь
событий, ситуаций, высветить в них все нюансы доброго и злого. Необходимо
каждодневно устанавливать этические значения фактов и отношений
действительности, чтобы, опираясь на них, управлять самим собой, своим
поведением. В конечном итоге именно понимание конституирует эффективную
практическую идентичность личности. "Искусство находиться среди людей"
обогащает человека, раздвигает границы его возможностей, способствует
наилучшей самореализации.
В том же направлении
действует так называемое "искусство войти в контакт и выйти из него" -
хыхьэ хэкI. Это еще одно выражение социального ума, с еще большим акцентом
на практической значимости и коэффициенте полезного действия общения. На
первый план выдвигается здесь умение найти подход к людям и действовать с
максимальной пользой, выгодой, отдачей. Человека, обладающего таким
искусством, отличают активность, проницательность, изобретательность,
знание и великолепное исполнение правил хорошего тона.
Дополняет общую картину
навыков этической рационализации отношений способность, получившая название
цIыху IыгъыкIэ - букв.: "искусство держать людей". Так передается умение
поддерживать (сохранять) ровные, добрые отношения. О людях этого типа отзываются
с особым почтением: Акъыл гъэтIылъа иIэщ, цIыху зэтетщ, уи дзыхь ебгъэз хъунущ
-"Обладает устоявшимся разумом, ровный, надежный, заслуживающий доверия человек".
В то же время негативно оценивают людей, отличающихся неоправданной переменой
настроений и отношений: гурыфI-гурей - "то сердечный, то бессердечный";
цIыху техьэ-текI - "человек настроения". Категория "цIыху IыгъыкIэ" - этическая
реакция на хрупкость человеческих связей, предрасполагающая к тому, чтобы не обидеть,
не оттолкнуть, не разочаровать других, не допустить развития отношений по деструктивному
сценарию.