Как возникает разумность?
Что является ее источником, движущей силой, питательной средой? Адыгская
этика дает свои, довольно оригинальные ответы на эти вопросы, что
позволяет говорить о достаточно продуманной и развернутой концепции.
Отправная точка этой концепции - самопроизводство разума, ср.: Акъылыр
ящэркъым, къащэхуркъым - зэхалъхьэ - "Разум не продают, не покупают, его
внедряют в себя". Таким образом, снова выдвигается принцип
самостроительства личности. Человек должен сам позаботиться о том, чтобы
его ум был достаточно глубоким, гибким, нравственно полноценным.
Первое, что для этого
нужно, - овладеть знаниями, в которых запечатлен
нравственно-интеллектуальный опыт многих поколений. Рекомендуется добывать
их в ходе встреч и контактов с людьми, в гуще общественных связей. По
адыгским понятиям, "находиться среди людей", внимательно отслеживая и
перенимая опыт разумного поведения, - уже само по себе проявление ума.
Рассуждая на эту тему, обычно говорят: ЦIыхум хэхьэн хуейщ. Ар акъылщ.
Акъылыр псалъэ зэрыз-тIурытIущ зэрызэхуахьэсыр - "Надо выходить в
общество. Это источник разумности. Разум "собирают", осваивая по крупицам
одно суждение за другим".
Можно считать эти процессы
подключением и приобщением к коллективному разуму или к надындивидуальному
интеллекту, то есть к культуре. В итоге человек становится в той или иной
мере частью мыслящего целого, живым воплощением культуры. Общению принадлежит
здесь решающая роль. Существует мнение, что ограничение социальных контактов
притупляет ум, у общительного человека он, напротив, развивается, становится
более острым, проницательным, живым, ср.: Унэрысыр мэусэпы. Хасэ
кIорэр мэкIэжьы - "Домосед покрывается пылью, посещающий собрания возрождается,
молодеет": Зы цIыфым зы цIыфыр ищхэпс - "Человек для человека что бальзам";
ЦIыху цIыху щIыжщ - "Человек творит (реанимирует, воссоздает) другого человека".
Словом, люди испытывают на себе постоянное и в целом благотворное влияние окружающих.
На этом, подчеркивает Ю. М. Лотман, построен "весь механизм культуры,
делающий одну индивидуальность необходимой для другой" (Лотман 1978:17).
Нужен, следовательно,
сознательный поиск контактов, в которых можно обогатить знания, выработать
правильный взгляд на жизнь. В числе самых ценных черт личности не зря
называют любознательность, умение общаться и привычку советоваться с
мудрыми. Говорят: Акъылым и лъапсэр чэнджэщщ - "Источник разума - совет".
Не вполне благоразумным, даже несчастным считают человека, пренебрегающего
данным правилом. Отсюда известное проклятие: "Дай Бог, чтобы ты не знал,
что делать, и не хотел бы ни с кем посоветоваться" - ПщIэнур умыщIэжу,
учэнджэщэныуи уи щхьэ тумылъхьэу алыхьым укъигъанэ" (Броневский 1823:
132).
Таковы в самом общем виде
непосредственно связанные с системой адыгства внешние условия и координаты
социализации разумности. Но знания, полученные в ходе контактов с людьми,
не гарантируют полного и глубокого освоения морального опыта: многознание
уму не научает. Поэтому важное, едва ли не решающее значение придают мысленной
переработке и селекции этических знаний, способности правильно, этически грамотно
соотносить и оценивать факты и отношения социальной жизни.
Iофым уегупшысэмэ, пшысэ хэохы,- говорят по этому поводу, что означает:
"Размышляя, из всякого дела (события) можно извлечь урок". Постоянно подчеркивается,
что необдуманные действия, поступки, слова бьют мимо цели, ср.:
Уемыгупсысу упсалъэри, тумыгъэпсыхьу ууэри зыщ
- "Не подумав сказать - равно что не прицелившись выстрелить";
Гупсыси псалъэ, зыплъыхьи тIыс - "Подумай и скажи, осмотрись и садись".
В конечном итоге все
сводится к тому, что мысль является основой разума, ср.: Акъылым и лъапсэр
гупсысэщ - "Мать разума - мысль". Приучая себя к анализу проблемных
ситуаций, человек дисциплинирует ум, вырабатывает рассудительность,
прозорливость и другие качества, обеспечивающие точность нравственных
оценок.
Опыт показывает, что этот
процесс активно протекает в начальный период жизни и продолжается до глубокой
старости. Разумность приходит с годами. Поэтому о детях обычно говорят: сабий
Iущ цIыкIущ, сабий губзыгъэ цIыкIущ - "умненький, смышленый ребенок",
но никогда не скажут: сабий акъылыфIэщ - "разумный (благоразумный) ребенок".
Считается, что обычно разум вступает в свои права в 15-16 лет у девушек
и в 17-18 лет у юношей. На этой почве возник термин акъыл-балигъ букв.:
"оформившийся, совершеннолетний разум". Дополняют эту картину высказывания,
фиксирующие динамику процессов формирования разума: и акъыл къакIуакъым - букв.:
"его разум не пришел"; и акъыл зэрыубыдыпакъым -"его разум не вполне оформился";
и акъыл зэрыубыдащ - "его разум оформился"; и акъыл тIысащ - "его разум устоялся".
Показательно, что первые проблески
нравственного ума связывают с пробудившейся способностью отличать добро от зла.
Бытует выражение: емрэ фIымрэ зэрызэхэсщIыкI лъандэрэ - "с тех пор, как стал отличать
добро от зла". Это рубеж, за которым человек начинает воспринимать элементы
окружения с пониманием, давая им этическую оценку.