Будучи составной частью
моральной рефлексии, самооценка включается в процесс этической
рационализации жизненного мира, предстает обычно в виде социальной
обязанности или долга благоразумия. Благодаря этому развиваются такие
свойства ума, как здравый смысл, чувство меры, самокритичность. Долг
благоразумия обязывает знать масштаб и пределы своих возможностей,
активизировать процессы самопознания и самоконтроля.
Хорошо известны
отвечающие условиям этой задачи императивы: Уи щхьэ и пIалъэ зэгъащIэ
- "Познай себя"; Уи къарум еплъи, уи хьэлъэ щтэ -"Оценив свои силы,
за дело берись"; ЗэкIэлъыплъыж - "Контролируй себя"; Сакъ - "Будь
бдителен"; Умыбэлэрыгъ - "Не расслабляйся"; Уи напщIэ темылъ тумылъхъэ
- "Не зазнавайся" и др. Речь идет, стало быть, о культурной самоорганизации
личности, которая предполагает осмотрительность, внутреннюю собранность,
расчетливость. Отсюда понятие социальной зоркости и проницательности
- хэплъэ, то есть способности рассмотреть в жизненной ситуации ее суть.
Если, не обладая этим даром, человек мнит себя умнее других, говорят:
ЗыфIэгубзыгъэщхьэкIэ хэплъэшхуэ иIэркъым - "Мнит себя умным, но необходимой
зоркостью не обладает".
Социальная зоркость оберегает
человека не только от опрометчивых поступков, но и от дурных мыслей, выполняя
роль умственной гигиены. Недаром в систему адыгской этики вводится понятие
"чистого сердца" - гу къабзэ, как отображения чистоты помыслов человека и
этически выверенных представлений о своем месте в жизни. И щхьэ и пIалъэ
ищIэжу цIыху зэтетщ - говорят о таком типе личности, что означает:
"Знающий себя, ровный, добропорядочный человек". Иное, вполне понятно негативное,
отношение к тем, кто неправильно оценивает себя и свое место в жизни, кто в силу
этих обстоятельств потерял бдительность и контроль над собой, страдает излишним
самомнением. При этом обычно указывают на сдвиги или нарушения в процессах
самоидентификации, ср.: и щхьэ и пIалъэ ищIэжыркъым - "не знает (забыл),
кто он такой"; и сэфэт итыжкъым - "не в себе"; и цIэ езэгъыжыркъым - букв.:
"не в ладу даже с собственным именем"; щыкIащ - "зазнался";
удэфащ - "распоясался" и т. д.
Людям свойственно забываться,
и больше всего, когда они окружены славой и почетом. В таких случаях рекомендуется
быть особенно бдительным и самокритичным. Рассказывают, что однажды пользовавшийся
большим авторитетом хатукайский дворянин Падис пришел в национальное собрание без
каблука на правом башмаке. Люди были немало удивлены, как могло случиться такое
с человеком, отличавшимся большой аккуратностью. "Не ломайте голову,
- усмехнулся Падис, - я сам оторвал каблук: неудобство, причиняемое этим,
напоминает мне, что как бы меня ни возносили, я такой же смертный, как и
все. Горе тому, кто забывается". Этот рассказ как нельзя лучше передает
мысль о необходимости поиска моральной и социальной идентичности. По
адыгским понятиям, человек не вправе довольствоваться какой-либо красивой
иллюзией относительно собственного Я. На первый план выдвигается
плюралистическая оценка себя и своего бытия в мире, основанная на том, что
никто не может знать в полной мере, что такое мир и кем является он сам в
этом мире. Можно лишь строить более или менее удачные,
наивно-рационалистические гипотезы. Об этом свидетельствует опыт
современной экспериментальной психологии (Epstein 1973; Bandura 1986),
который является лишь подтверждением складывавшегося веками практического
опыта этической рационализации жизненного мира.
Чтобы подчеркнуть, что возможности
познания и самопознания не безграничны, адыги используют множество суждений,
замечательных по своей постановке. К примеру, часто говорят: ЗызыщIэж
щыIамэ зызылIэж къахэкIынт - "Если бы люди могли увидеть себя в истинном
свете, нашлись бы такие, которые, ужаснувшись, покончили счеты с жизнью".
Это призыв к трезвой самооценке, указание на необходимость проверять и
перепроверять свою моральную идентичность.