Позитивно оценивают
все формы и проявления разума. Среди них: глубокий разум - акъыл куу,
острый - акъыл жан, добродетельный - акъылыфIэ, устоявшийся -
акъыл гъэтIылъа (акъыл тIыса), хорошо скоординированный - акъыл зэтет и др.
Неразумность предстает обычно в виде разума, имеющего тот или иной дефект, ср.:
акъыл ныкъуэ - "половинчатый разум", акъыл кIэщI - "короткий разум (ум)",
акъыл пхэнж - букв.: "кривой разум" и т. д.
В восприятии жизни между
разумными и неразумными существенная разница. Отсюда мотив диаметрально
противоположных действий и реакций в одних и тех же условиях, ср.:
Губзыгъэм и гуIэгъуэр делэм и гуфIэгъуэщ - "Горе для умного, радость для дураков";
АкъылыфIэм еухуэ, акъылыншэм екъутэ - "Разумный строит, неразумный
разрушает". Подчеркивается, кроме того, что разумным приходится исправлять
ошибки неразумных, ср.: Делэм зэхибзар, губзыгъэм зэхехыж - "Дурак
затевает, умный расхлебывает"; Делэр бгъакIуэмэ, укIэлъымыкIуэжу хъуркъым
-"Глупца по делу пошлешь, придется вслед за ним самому идти". Неразумность
является источником аномии и девиантного поведения, представляет большую
опасность для общества. Разговор о том, что люди теряют голову, стали
несдержанны и неблагоразумны, алчны и неблагодарны, заканчивается обычно
заключением: Дуней къутэжыгъуэр къэсагъэнущ - "Видимо, настал конец
света". Так же, как и другие народы, адыги связывают апокалипсис с
возрастанием неразумности и падением нравов.
Прочно утвердилась
мысль о несовместимости разумных и неразумных. Отсюда идея дистанцирования
от глупцов, а точнее - специфического обхождения с ними. Говорят:
Дэлэм уэ фIэкI, губзыгъэр езыр къыпфIэкIынщ - букв.: "Глупца обойди,
а умный обойдет тебя сам". В том же направлении действуют наставления типа:
Делэ пэшэгъу умыщI - "С глупцом не водись"; Делэм зэпумыщIэ -
"С глупцом не связывайся"; Делэм уи пыIэ eти блэкI -
"Приставшему глупцу шапку отдай и уйди".
Понятно, что это
"обходительность" или экзокоммуникация особого рода - негативная,
основанная на неприязни, а порой и на страхе, ибо неразумный, как было
сказано, опасен - способен расстроить дела, дискредитировать самые лучшие
идеи и начинания. Говорят, что даже в качестве врага предпочтительнее
иметь умного человека, нежели глупца, ср.: Делэ благъэ нэхърэ, акъыл зиIэ
бий - "Лучше разумный враг, чем глупый товарищ"; Акъыл зиIэм и хьэ сыкъишх
- "Да укусит меня собака разумного человека, но не коснется дружба
неразумного". Самые большие опасения вызывают так называемые "умные и
корыстолюбивые дураки" - делэ бзаджэ. Недаром говорят: Делэ бзаджэ нэхърэ
делэ дыдэ - "Круглый дурак предпочтительней умного глупца".
Все же контактов с
глупцами не избежать. Поэтому выработался, как отмечалось, определенный
стиль взаимодействия с ними, который можно назвать осторожной
обходительностью. За внешней вежливостью, свойственной этой манере
поведения, желание освободиться от глупца, не давая повода для сближения и
контактов.
Замечают, что эта позиция
уязвима, что она граничит с попустительством, пользуясь которым
неразумные, но ловкие, нечистоплотные люди становятся "хозяевами жизни", а
разумные остаются не у дел. Но обычно и к этому относятся философски: не
питая иллюзий насчет всеобщей справедливости, но полагаясь на
превосходство и победу разума. Считается, что в конце концов жизнь
расставит все на свои места. И это тоже элементы традиционного образа
мыслей, складывавшегося веками опыта самосохранения и выживания. Адыгская
этика несовместима с "философией" неудачника, который во всех своих
промахах и бедах винит других.