Мужество - большая воля и
важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и
устремлений личности или, как говорил еще Платон, со
"стойкостью в исполнении должного" (Платон 1986: 428). Благодаря
мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод,
холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях
опасности.
Традиционно все это
связывают с чертами настоящего мужчины, воина, рыцаря, и нет,
следовательно, ничего удивительного в том, что в основе термина "мужество"
лежит слово "мужчина", ср.: лIы - "мужчина", лIыгъэ - "мужество". О
мужественном человеке говорят: лIыгъэ хэлъщ - "обладает мужеством". Но
можно ограничиться коротким лIы, лIыщ - "мужчина". К экстремальным
ситуациям, когда исполнение долга чести сопряжено с риском для жизни,
приурочены высказывания: Е улIын, е улIэн - "Мужество или смерть"; ЛIыгъэр
ажалым щыщтэркъым - "Мужество не знает страха перед смертью". Словом, это
социальная обязанность и ценность высшего порядка, перед которой меркнет
ценность самой жизни.
Большой нравственной
силой обладает афоризм ЛIэным лIыгъэ хэлъщ - "В смерти заключено мужество".
При всех обстоятельствах необходимо принять смерть с честью - без паники, без
жалоб, с благодарностью к близким. Недаром говорят: УлIын - зы, улIэн - тIу
- "Быть (жить) мужчиной - во-первых, умереть мужчиной - во-вторых". Идеал
мужества - достойная жизнь, заканчивающаяся не менее достойной
смертью.
С общей направленностью
этих рассуждений согласуется идея сложности и многогранности мужества.
Помимо храбрости, воинской доблести, в семантическом поле данной категории
базисные моральные качества: почтительность, человечность, щедрость,
сдержанность, рассудительность, справедливость... Аналогом мужества является
благородство - фIы, фIыгъэ и отсюда определения: цIыхуфI - "благородный человек",
лIыфI - "благородный муж". Сложилось мнение, что благодаря мужеству наилучшим
образом проявляются лучшие человеческие свойства, в том числе доброта и сострадание.
Иногда они прямо соотносятся с мужеством. К примеру, в Толковом словаре адыгейского
языка человечность определяется как мужество -
лIыгъэ и сострадание - гущIэгъу (Хатанов, Керашева 1960: 630). Если
человек добродетелен, о нем говорят: лIыгъэ хэлъщ - "обладает мужеством".
Так характеризуют и мудрого старца, и скромного, исполнительного юношу, и
прекрасную хозяйку, хранительницу домашнего очага.
Парадигма мужества, ее
тесная связь с понятиями совести, чести, благородства, как нельзя лучше
отображается в суждениях, высвечивающих черты, несовместимые с образом
настоящего мужчины, ср.: ЛIым и лIыгъэ лэгъунэм щиIуатэркъым -
"Настоящий мужчина не похваляется своими подвигами в гостиных"; ЛIы и псалъэ
епцIыжыркъм - "Настоящий мужчина не изменяет своему слову";
ЛIыр итам щIэфыгъуэжыркъым - "Настоящий мужчина не жалеет о дареном"; Езым хуэдэлI зыубыр
лIыкъым - "Кто хулит такого же мужчину, как и он, тот не мужчина"; ЛIым
лIы ишхыжыркъым - "Истинный мужчина не учиняет расправу над таким же
мужчиной, как он сам"; ЛIым зигъэгусэркъым - "Истинный мужчина не
обижается".
Таким образом, мужество -
сплав собственно волевых и моральных качеств. В сущности, термин "лIыгъэ"
охватывает все наиболее важные нравственные ценности, но с заметным
акцентом на волевых усилиях и качествах, необходимых для поддержания и
развития морали. Происходит, иначе говоря, взаимный обмен значениями:
волевые свойства (храбрость решительность, стойкость и т. д.) оказываются
в ореоле высокой нравственности и, напротив, общеизвестные нравственные
качества (щедрость, человечность, справедливость, деликатность и т. п.)
предстают как проявления истинного мужества. Это ведет к взаимному
усилению ценностей: воля укрепляется и облагораживается нравственностью,
нравственность повышает свою весомость и значимость за счет воли.
Легко представить
негативные следствия устранения подобных связей: воля превратилась бы в
слепую и неуправляемую силу, а нравственность лишилась необходимой
энергии. "Мужество,- подчеркивал в данной связи Дж. Локк, - является
стражем и опорой всех других добродетелей, и без него человек навряд ли
будет тверд в исполнении своего долга и навряд ли проявит характер истинно
достойного человека" (Локк 1988: 511).
С другой стороны, многие
весьма решительные и, несомненно, рискованные действия воспринимаются как
морально ущербные, если лишены нравственного обоснования и оправдания.
Обычно их связывают с отсутствием стыда, совести, сострадания, с недостатком
воспитания или ума. В таких, случаях говорят: Ар лIыгъэкъым
- "Это не признак мужества", подчеркивая тем самым, что налицо
проявление совсем иных, несовместимых с истинным мужеством свойств:
жестокости, распущенности, самонадеянности и т. п. Мы сталкиваемся здесь с
важной для этической теории и практики проблемой морально релевантных и
релевантных аспектов социального действия (См. об этом: Hare 1978).
Оценочные суждения типа "Ар лIыгъэкъым" помогают не только ставить, но и
решать подобные проблемы - путем "высвечивания" поступков или действий,
которые ошибочно, только на основании внешнего сходства, по недомыслию,
могут быть отнесены к категории мужественных.