Мужество проявляется
по-разному в зависимости от целей и условий, от содержания и обоснования
выполняемой деятельности. Еще Аристотель, подчеркивая, что "люди бывают
мужественны по разным причинам", выделял пять видов мужества: гражданское,
воинское (мужество опытных), от незнания, от гнева, от самонадеянности
(Аристотель 1983: 110-115).
Это поучительная классификация.
Однако нужно помнить, что внутренним основанием для выделения трех последних
видов мужества является либо дефицит информации, либо та или иная форма
невежества и помутнения сознания. Поступки, совершаемые по этим причинам, отличаются,
как указывал сам Аристотель, сравнительно низким социальным и нравственным качеством.
Что же касается адыгской этики, то она отвергает связь таких действий с мужеством,
требует отменить любую инициативу, возникающую под влиянием гнева, самонадеянности,
при отсутствии необходимой информации. Вспомним указание Ж. Казаноко:
Губжъ къыспкъырошасэ жыпIэу Iуэху иумыхьэжьэ - "Охваченный гневом к делу не приступай".
Или частично уже упоминавшиеся ранее изречения типа: "Разум ставь впереди мужества";
ЛIым фэ теткъым жыпIэу иумыку - "Не храбрись, когда противник невзрачный";
МащIэщ жыпIэу утемыгушхуэ - "Не храбрись, когда враг мал числом" и т.д.
Перед нами взвешенное отношение
к мужеству, характерное для обществ с развитой моральной рефлексией.
Адыгская этика предлагает концепцию нравственно наполненных и обоснованных видов
мужества и в этом качестве выделяет:
1) доблесть,
2) стойкость,
3) толерантность
4) благородство.
Они взаимно дополняют,
усиливают, поддерживают друг друга. Доблесть побеждает угрожающий нравственности страх;
стойкость противостоит разрушительному действию страданий, лишений, страстей; толерантность
позволяет воздержаться от импульсивных реакций, необдуманных поступков; и, наконец,
мужество-благородство является источником великодушия, справедливости, самоотверженного
служения людям.