Прежде всего это
активность, способность действовать, побеждая робость и страх. Сложилось
мнение, что именно доблесть выводит человека из состояния аморального
покоя, оцепенения, ступора, ср.: Пабжьэм хэсыр лIыгъэм къыхеху - "Мужество
(доблесть) гонит человека из укрытия". Причем доблесть - это сложное,
широкое понятие, включающее, помимо воинского мужества и отваги,
гражданское мужество и интеллектуальную смелость, что открывает поле для
индивидуальных различий, когда, к примеру, человек обладает ярко
выраженной воинской доблестью и в гораздо меньшей степени гражданским
мужеством.
Своеобразна логика
доблестных поступков. Обычно это острая, кратковременная активность,
актуальная в моменты опасности, неопределенности, когда достижение
нравственной цели связано с известным риском и невозможно без преодоления
серьезных внешних и внутренних препятствий, без борьбы мотивов и
психологической мобилизации. Хахуагъэ - победа человека над
обстоятельствами и над самим собой.
Известно, что
представления о возможных негативных следствиях поступка (физический,
материальный или "моральный" ущерб) способны парализовать активность
человека как раз в тот момент, когда долг обязывает действовать быстро,
решительно, хладнокровно. В такие моменты и включается механизм
мужества-доблести, он призван подавить инстинкт самосохранения, открыть
дорогу нравственно-оправданным действиям. Говорят: Уисынуми еIуб -"Зная,
что обожжешься, все равно хлебни"; Жыжьэ плъэм и адэ илъ ищIэжыркъым -
"Смотрящий далеко вперед не отомстит за кровь отца". Подчеркивается, что
есть ситуации, в которых не рекомендуется долго размышлять, взвешивать все
"за" и "против" поступка, предписанного этикой. Но это не значит, что
нужно действовать безрассудно. Мужественный человек рискует благополучием,
здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить
доброе имя. В острой, драматичной форме отображается эта мысль в
императивах: Псэр тыи напэр къащтэ - "Жизнь отдай и возьми честь". Нэр тыи
напэр щэху - букв.: "Глаза отдай и оставь честь". Они побуждают к
нравственным действиям в условиях опасности, когда в борьбу между собой
вступают страх смерти и страх бесчестья. Очень ярко такая коллизия
представлена в одной из адыгских героических песен:
ДыIуохьэри - даукI,
ДыIуокIри -дауб
Вступим в бой - погибнем,
Отступим - покроем себя позором.
В таких случаях
мужество-доблесть выбирает первое - гибель и честь и отвергает второе -
жизнь и бесчестье. Воинское мужество поддерживается силой общественного
мнения, сознанием позора, который ожидает человека, дрогнувшего в бою.
Нравственной пружиной доблести является часто страх, но не животный,
инстинктивный, а этический, то есть "страх-стыд" или боязнь "потерять
лицо", лишиться уважения и самоуважения.
Это относится в равной
степени и к другой форме доблести, именуемой гражданским мужеством. Оно
связано главным образом со сферой социального общения, с открытым, смелым
и эффективным воздействием на людей, с умением высказать свою точку зрения
на те или иные важные проблемы, предложить свои пути их разрешения. Это
большая ответственность, которую не каждый сможет и вправе на себя взять.
Но тот, кто успешно справляется с такой задачей, вызывает уважение как
доблестный человек - хахуэ.
Иными словами, доблесть
тесно связана с мужеством социальной активности, с умением быть впереди,
решительно и смело вмешиваясь в ход общественных дел. В этом качестве
слово "хахуэ" применяется часто и к женщинам. Поэтому в числе стандартных
пожеланий по случаю рождения девочки имеется и такое: Къытеплъэр
къехъуапсэу, хъыджэбз хахуэ тхьэм ищI - "Чтобы обликом ее восхищались,
девушкой доблестной Бог ее пусть сделает". Обычно доблестной называют
инициативную, предприимчивую женщину, выполняющую с успехом какие-либо
важные общественные функции.