Стоицизм - сплав воли,
разума и долга чести. Мужественным называют человека не только за отвагу и
смелость, но также за самообладание и выносливость, рассудительность и
сдержанность, терпение и упорство в достижении нравственно оправданных
целей. Наличие этих свойств знаменует победу духовного, высокого начала
над витальным и низким, о таких людях говорят: цIыху къэмыланджэщ -
"стойкий, надежный, мужественный человек".
Чаще всего стойкость не
столько побуждает к действию, сколько отменяет или приостанавливает его. И
всегда по этическим соображениям, когда опасность исходит не извне, а
изнутри, в виде импульсов страсти, страха, малодушия, отчаяния и т. д.
Вспомним призыв Жабаги Казаноко: Псэм фыдэмылажъэ - "Не потворствуйте
прихотям души". Это означает, что не все, о чем просит, на чем настаивает
душа, может быть исполнено без ущерба для нравственности; желаниям и
прихотям необходимо противопоставить волю, разум, долг.
Жизнь - испытание на
прочность нравственных устоев личности. Необходимо с честью переносить
удары судьбы - не ожесточаясь, не жалуясь, сохраняя доброе отношение к
людям. Говорят, что опуская руки, предаваясь унынию и отчаянию, человек
открывает доступ негативным реакциям, становится легко уязвимым, способным
сбиться с нравственного пути. Чтобы воспрепятствовать этому- и
"включается" механизм мужества-стойкости, он помогает с честью выдержать
тяжелые испытания, сохранить присутствие духа. Такой человек не будет
сломлен, не нарушит нравственный закон, не станет искать оправданий своих
неудач в неблагоприятном стечении обстоятельств. Девизом истинного
мужества стал в силу этих причин известный призыв: Си лIыгъэм къимыхьыр,
си нэсып къыремыхь - "Пусть не дарует мне судьба (удача) того, что я не
заслужил своим мужеством".
Это вызов, который бросает
мужество судьбе. Стоицизм сродни храбрости и воинскому мужеству, с образом
настоящего мужчины несовместимы страх, робость, паническое отступление.
Самообладание и стойкость не зря сравнивают с непоколебимостью земной
тверди: ЩIыр къэмыщтэу къэщтэнукъым - букв.: "Не дрогнет, пока земля не
содрогнется".
С другой стороны, одной из
основ стоицизма и неотъемлемым свойством адыгского характера считается
физическая выносливость - бэшэч. Говорят: АдыгэлIрэ лIы бэшэчрэ -
"Адыгский муж вынослив (терпелив)".
Практикуется сравнение
стойкости и выносливости мужчины с признанной выносливостью и
благородством чистокровного кабардинского скакуна: Адыгэшрэ лIы бэшэчрэ.
Кроме всего прочего, это указание на взаимное соответствие достоинств
всадника и коня, которое имело первостепенное значение для черкесского
воинства, было составной частью спартанского воспитания. Утверждают, что в
походах черкесский воин питался две-три недели таким количеством пищи,
которое воинам других народов едва хватало на три дня (Броневский 1823:
139). Кроме того, постоянно подчеркивается, с каким спокойствием, без
жалоб и стонов переносят адыги боль и физические страдания (Хан-Гирей
1974; Торнау 1864: 16). Известен пример абадзехского воина Кербеча.
Смертельно раненный, он попросил привязать его к балкам на потолке, чтобы
встретить своего отца, пожелавшего с ним проститься, стоя, как подобает
мужчине.
К выносливости примыкают
терпеливость и воздержание - способность жить, не повинуясь слепо велениям
элементарных, чаще всего витальных, нужд и потребностей. Это еще одна форма
мужества-стойкости, именуемая "шыIэ". К ней приучают с детства, разъясняя,
что неприлично жаловаться на усталость, жажду,
- недосыпание, голод, холод, жару и т. п. Взрослому человеку это помогает
бороться со страстями, держаться с достоинством, не расслабляясь. Обычно о
плохом настроении или недомогании если и говорят, то в полушутливой форме,
как бы извиняясь за свою слабость. В контактах с людьми необходимо быть
бодрым, подтянутым, внушая окружающим спокойную уверенность в своих силах
и возможностях, передавая другим как эстафету хорошее настроение.