Толерантность - антипод
импульсивности, способность не раздражаясь, не гневаясь оценивать и
переносить неприятные, недружелюбные, порой оскорбительные воздействия. В
общении с людьми необходимо, несмотря ни на что, оставаться спокойным,
почтительным, даже кротким. Иногда это требует больших усилий воли,
поэтому в адыгской культурной традиции толерантность предстает как
мужество самой высокой пробы, и прежде всего как способность победить в
гневе свой язык.
Термин "тэмакъ кIыхь" -
букв.: "длинное горло" как нельзя лучше отвечает такому содержанию.
Принято думать, что сильные эмоции возникают в животе, в груди, а затем,
проникая в мозг, дают о себе знать в виде плохо контролируемых действий.
Если этот путь длинный, то эмоции гнева успевают затихнуть, не обнаруживая
себя. В противном случае выходят наружу в виде реакций, идущих вразрез с
правилами приличия (бранные слова, рукоприкладство и т. д.). В прямой
связи с этими представлениями находится метонимическое обозначение
раздражительного, вспыльчивого человека: тэмакъ кIэщI - букв.: "короткое
горло".
Ранее мы говорили о
терпении - шыIэ, связывая это качество со способностью отказаться от
некоторых (неприличных, неуместных) действий, диктуемых витальными
потребностями. В случае с толерантностью правильнее говорить о терпимости,
сдержанности, снисходительности. Это несколько иная форма самоконтроля и
самоорганизации личности. Тэмакъ кIыхьагъэ противостоит не импульсам
витальных потребностей, а негативным, бурным реакциям субъекта на
возмущающие, раздражающие действия и поступки других людей. В таких
случаях следует помнить не только о необходимости сохранять спокойствие
как таковое, но и об обязанности прощать людей за их ошибки, заблуждения,
неточности, за неосторожные или неуместные действия или слова. Нужно быть
снисходительным, сохранять определенный минимум доброго и почтительного
отношения к окружающим. При этом решающее значение имеют представления об
этическом иммунитете личности - цIыхум и нэмыс. Переступив обозначенные
данной категорией границы, человек может выйти из равновесия, сказать или
сделать что-либо несовместимое с нормами морали, что чревато неприятными
последствиями. Несдержанность в словах, в поступках - источник многих бед
и несчастий, серьезный дефект характера.
К толерантности приучают
с детства. Разъясняя преимущества данного качества, говорят: Щэным я нэхъ
IэфIыр тэмакъ кIыхьщ - "Из всех добродетелей самая лучшая - сдержанность";
У тэмакъ кIыхьын нэхърэ нэхъ нэсып сыт щыIэ - "Что может сравниться со
счастьем быть сдержанным в гневе"; ЩхьэкIуэ зышхыр щхьэ шхыгъуэ йохуэж -
"Умеющий сдержать гнев (проглотить обиду) доживает до старости".
Воспитание в этом духе способствует формированию таких качеств, как
спокойствие, терпимость, невозмутимость. Не зря на толерантность, как на
примечательное и во многом неожиданное качество адыгского характера,
указывали бытописатели Черкесии. Их удивляло, что в стране, где каждый
мужчина вооружен, царит непривычный покой и порядок, а ссоры, стычки,
кровавые столкновения крайне редки (См.: Longworth 1840: 240). В адыгской
культурной традиции толерантность - мужественная доброта и большая
внутренняя культура, лежащая в основе этической рационализации
мира.
Вспомним в этой связи о
правилах, которые предусматривал адыгский этикет в отношении враждующих
сторон. В общественных местах даже кровные враги вели себя спокойно,
стараясь не привлекать к себе внимание. Исключались брань, рукоприкладство
и даже разговор на повышенных тонах; противники держались так, словно
между ними ничего не произошло, а в отдельных случаях оказывали друг другу
различные услуги (Хан-Гирей 1978: 297). Ф. Торнау дополняет эти сведения:
"Если обидчик случайно встретит обиженного, то он не должен первый
нападать, а вправе только обороняться. В поле он должен уступать ему
дорогу, в доме у постороннего тотчас уходить, когда вошел обиженный"
(Торнау 1864: 40).
В известных со времен
средневековья традициях "честного состязания" и "благородной игры"
(Huizinga 1949: 104-105) были выдержаны правила сражений, поединков, войн.
Дуэлянты воздерживались от оскорблений, более того - обменивались
всевозможными любезностями, к примеру, предлагали противнику нанести удар
первым, приводя доводы типа: "Ты старше, и потому право первого удара за
тобой"; "Ты гость в наших краях, бей первым"; "Я первым вызвал тебя на
дуэль, поэтому теперь твой черед, начинай". Так же строились отношения
черкесов с внешними врагами и политическими соперниками, о чем
свидетельствуют ход и психологическая динамика столетней войны с
Россией.
В настоящее время
традиционная терпимость, уступчивость и сдержанность служат залогом мира и
стабильности в адыгском обществе и в целом в регионе Центрального и
Западного Кавказа. Идея общего блага и философия толерантности были и
остаются неотъемлемой частью политической культуры кабардинцев, черкесов,
адыгейцев. Однако культура мира, и в частности терпимость как
разновидность мужества (в том числе - политического), не имеет ничего
общего с равнодушием, слабостью духа или позорным смирением. Толерантность
может быть и репрессивной, "консервирующей status quo неравенства и
дискриминации" (Marcuse 1971: 136). Поэтому и в быту, и в практике более
широких социальных и политических связей и отношений адыгская этика
обязывает отличать нравственно оправданную терпимость от терпения,
граничащего с трусостью, малодушием, рабской покорностью.