Обычно гораздо легче
навредить человеку, чем помочь. Отсюда устойчивое выражение: Бзаджэ пщIэныр
лIыгъэкъым, лIыгъэр фIы пщIэнырщ -"В злодеянии нет мужества, мужество в благодеянии".
ЛIыфыгъэ - мужество добрых деяний, способность совершать поступки, требующие не только
внушительных сил и средств, но также и в еще большей степени большого и благородного
сердца. По своей нравственной ориентации данный вид мужества совпадает с человечностью,
особенно в быту, в ситуациях повседневных встреч и контактов. Это умение прощать и быть
признательным, защищать права униженных и обездоленных, преодолеть зависть и гордыню...
Не все и не в равной степени обладают такими умениями. Поэтому говорят: Гур
зыдакIорэм кIошъурэр лIышIу - букв.: "Способный сделать то, к чему призывает сердце,
- благородный муж".
Своеобразна внутренняя
логика поступков, диктуемых благородным мужеством. Обычно они совершаются
в условиях, которые внешне никак не предрасполагают к человеколюбию,
самопожертвованию. Поэтому в любой относительно здоровой нравственной
среде такие реакции получают большой общественный резонанс, вызывают у
публики приятное удивление, порой восхищение. Они надолго запоминаются,
становятся готовыми образцами мужества. На этой почве, как мы знаем,
возникают этические рассказы и притчи, строится прецедентная этика. К
примеру, известен рассказ о князе Бгажиноко Бачмырза, потребовавшем
выбросить из песни, сложенной в его честь, слова, принижающие достоинство
поверженного им заклятого врага и соперника (Хан-Гирей 1974: 129-130).
Сохранилась память о том, как белогвардейский генерал Даутоков-Серебряков
помиловал выведенных на публичную казнь большевиков, когда его попросила
об этом уважаемая в округе женщина. Жители кабардинского селения Заюково с
благодарностью вспоминают Там-хаджи Пшиготижева, построившего на свои
личные сбережения дорогу, втрое сократившую путь сельчан через горный
хребет к полям.
Примерами благородного
мужества и самопожертвования изобилует история дружеских и союзнических
отношений адыгов с соседними народами. Так, в середине XVIII века
черкесские войска сыграли решающую роль в защите Грузии от порабощения ее
Ираном (Мальбахов, Дзамихов 1996: 129-131). В период русско-кавказской
войны благодаря адыгам избежали геноцида многие другие народы, в том числе
ингуши, осетины, балкарцы, карачаевцы, чеченцы. Во время оккупации
Кабардино-Балкарии гитлеровцами кабардинцы приняли в свои семьи сотни
местных евреев - татов и тем самым спасли их от неминуемой гибели. В конце
50-х годов, когда на родину вернулись пострадавшие от сталинских репрессий
карачаевцы и балкарцы, черкесы и кабардинцы расселили многих из них в
своих домах, семьях, селениях, щедро поделились последним, что было у них
в хозяйстве. Свежа в памяти и героическая оборона свободолюбивой Абхазии,
основную тяжесть которой, особенно в первые недели войны, вынесли на своих
плечах адыгские добровольцы.
Таких примеров множество.
Нужно только, чтобы они были по достоинству отмечены и оценены, в том числе
и другими народами. Замечу в данной связи, что выделение из общего массива
человеколюбивых поступков, наиболее ярких и впечатляющих, является составной
и очень важной частью этической рационализации мира. В зависимости от того,
насколько развита способность социума к такому структурированию пространства
жизненных связей и отношений, можно судить о его нравственной зрелости и
полноценности. То же самое следует сказать о социальном признании конкретных
личностей, проявляющих благородное мужество. Традиционно им присваивают звание
благородных мужей - лIыфI или благородных личностей - цIыхуфI. Иное,
негативное отношение к людям, "лишенным благородства" - лIыфIкъым,
цIыхуфIкъым. Так отзываются о тех, кому чужды высокие идеалы морали, кто
приносит окружающим только вред. Оппозиция лIыфI -лIыфIкъым (цIыхуфI -
цIыхуфIкъым) соотносится с противопоставлением порядочности и
непорядочности, благородного мужества и злодейства, самопожертвования и
эгоизма.
В системе традиционных
ценностей категории "лIыфI", "цIыхуфI" занимают одно из ведущих
мест, - как способы признания высокой и неоспоримой социальной значимости
и значительности человека. В сущности, это понятия, отображающие наилучшее
самоосуществление базовой личности адыгского общества. Называться
благородным престижно, все желают удостоиться такой чести. Однако не всем
и не в равной степени это удается, что ведет иногда к соперничеству, к
скрытой или открытой борьбе за первенство. Можно услышать высказывание:
ЛIыфIыгъэ зэригъахуэркъым - букв.: "Не желают уступить друг другу в
мужестве-благородстве". Так отзываются об известных лицах, оспаривающих
друг у друга "титул" благородного мужа. Обычно состязательность такого
рода приобретает формы, несовместимые с принципами адыгства, и потому
считается разрушительной, нерациональной - этически
несостоятельной.
Адыгская этика отвергает
стремление к превосходству, дух и суету безоглядного соперничества;
предосудительным считается само желание слыть лучше всех. Сила характера
в том, чтобы, не завидуя другим, спокойно и добросовестно выполнять свой
долг и свое дело - то, к которому человек более всего предрасположен.
В связи с этим подчеркивается, что путь к благородному мужеству открыт
для всех, независимо от происхождения, материального положения, способностей,
рода занятий, так как любое полезное дело является по-своему важным, большим,
благородным. Все зависит только от страсти, энергии и изобретательности
субъекта, от того, насколько вкладывает он в дело свою душу. Известны
афоризмы Ж. Казаноко, в которых отображается данная концепция:
Iуэху цIыкIу щыIэркъым, лIы цIыкIу мыхъумэ - букв.: "Не существует малых дел, есть только малые мужи";
Iуэхум зэрыпхуэщI инагъщ - "Дело велико настолько, насколько его
возвысишь". Одним словом, мужество проявляется и проверяется в отношении к
делам, люди, которые ценят дело, способны успешно с ним справиться,
включаются в число благородных, "больших мужей" - лIышхуэ. Напротив,
пренебрегающие делами, не способные как следует их исполнять, считаются
"малыми", неблагородными мужами - лIы цIыкIу.
Такое восприятие мужества
выдержано в лучших традициях этической рационализации мира, является
свидетельством демократизма и больших мобилизационных возможностей
адыгской этики.