В сознании адыгов "лицо" -
орган чести и совести, чутко реагирующий на малейшие отклонения от морали,
наилучшим образом представляющий различные оттенки нравственного
чувства.
Если говорят о ком-либо
напэ иIэщ - "имеет лицо", под этим подразумевают, что человек справедлив,
благороден, совестлив, строго следует в своем поведении долгу чести. С
чистой совестью, мужеством, незапятнанной репутацией соотносят определение
напэ хужь - букв.: "белое лицо", ср.: Зи псалъэ нахуэм и напэр хужьщ - "У
честного человека белое лицо".
Большую известность
получило пожелание Напэ хужькIэ тхьэм дызэхуихьыж - "С белым лицом (чистой
совестью) да встретимся мы вновь". Так говорят, расставаясь надолго или
навсегда, например, на смертном одре, имея в виду встречу на том свете.
Образ жизни, который подготавливает, логически выстраивает такие встречи,
считается идеальным, достойным подражания.
Белая или чистая плоть
ассоциируется, кроме того, с сердобольностью, нравственной
чувствительностью и отзывчивостью. В таких случаях говорят: Лыху-лыпцIэ
иIэщ - букв.: "Имеет светлую плоть". Жестокосердным, аморальным людям
приписывают отсутствие данного качества: Лыху-лыпцIэ иIэркъым - букв.:
"Лишен светлой плоти"; И нэгум лы илъкъым - "В его лице нет светлой
плоти". Показательно, что в таком же значении используются выражения напэ
фIыцIэ - "черное лицо", напэншэ -"не имеющий лица" и др.
Осуждая за нарушение
этических норм, могут сказать: Напэ уиIэркъым - букв.: "У тебя нет лица".
В большом ходу выражение: И напэм къэнжал тебзащ - "Его лицо покрыто
жестью". У адыгейцев аналогичное высказывание, но жесть заменяется
"собачьей шкурой": И напэм хьэфэ тебзащ - "Его лицо собачьей шкурой
покрыто". В том и в другом случае подчеркивается, что орган чести
испорчен, снизил или утратил свою чувствительность. В значении "опозорил",
"скомпрометировал" используется выражение Ди напэр тырихащ - "Нашу честь
(лицо) запятнал". Если же человек восстанавливает доброе имя группы или
народа, о нем отзываются с похвалой: Ди напэр къитхьэщIыжащ - букв.: "Наше
лицо отмыл".
Лицо - наиболее тонкая и
чувствительная материя, отторгающая, согласно замыслу культуры, все, что
противоречит адыгству. Логика этих связей и отношений предельно проста и
сводится к правилу: "Несовместимое с моралью несовместимо с лицом".
Практически каждая человеческая реакция - будь то мысль, эмоция или
действие - рассматривается с точки зрения возможности или невозможности
такого совмещения. Мы постоянно сталкиваемся с высказываниями типа: Си
напэ къезгъэкIуркъым - "Мне не к лицу"; Си нэгу схуигъахуэркъым - букв.: "В
мое лицо не могу вместить"; Си нэгу дауэ изгъэхуэн? -"Как вместить мне это
в мое лицо?"; Уи напэ дауэ къебгъэкIуа? - "Как ты совместил это со своим
лицом?".
Не менее показательны
суждения, в которых моральное содержание действий прямо связывают с качеством
лица, с представлениями о том, насколько развит у человека долг чести, ср.:
Напэм техуэр жьэм жеIэр - букв.: "Можно высказать все, что допустит (позволит)
лицо"; Абы и нэгу куэд къыригъэтIэсэнщ - "Он может вместить в свое лицо что угодно". Это
означает, что человек может позволить себе действовать самым худшим
образом - настолько ущербно его лицо. С другой стороны, если есть сомнения
относительно нравственного содержания и пригодности того или иного
поступка и возникает вопрос, нужно его. совершать или не стоит, то
субъекту действия могут, иногда даже с сарказмом, сказать: Уи напэм
къызэребгъэкIущ или Уи напэм къызэребгъэзэгъщ, что означает: "Смотря по
тому, сочтешь ли ты это действие пригодным (приемлемым) для своего лица".
Аналогично этому, чтобы пристыдить человека за ту или иную провинность,
обычно говорят: УкIытэ тIэкIу, уи напэм тIэкIу еплъыж - букв.: "Стыдись
хоть чуть-чуть, посмотри в свое лицо". Особый,вполне понятный смысл
приобретает в этом контексте выражение напитI иIэщ - букв.: "имеет два
лица", то есть двуличный, лицемерный. Наличие двух "органов" чести,
по-разному оценивающих и реагирующих, считается аномалией, свидетельством
моральной деградации личности, что дает богатую пищу для сравнений и
обобщений в духе психоанализа.
Итак, лицо - орган,
предъявляющий строгие требования к нравственному качеству жизни. Если эти
требования снижены, ставится под сомнение качество самого органа. Перебои,
ошибки в его работе нарушают целостность и моральную идентичность
личности.
Но почему именно лицо было
признано символом чести, совести, стыда? По-видимому, решающее значение
имел тот факт, что это наиболее открытая, выразительная и культурная часть
человеческого тела, сообщающая наибольшую информацию о характерологических
свойствах личности, о ее состояниях и реакциях в каждый данный момент.
Будучи органом, выделяющим человека из животного мира, лицо ассоциируется
с его самой важной личностной характеристикой. Вспомним в данной связи,
какое значение имеет пощечина в культуре многих народов. В ней угадывается
желание подчеркнуть, что у человека снижена или утрачена необходимая
чувствительность лица. Чтобы восстановить ее, приходится прибегать к
радикальным мерам. Иными словами, пощечина - напоминание о дефекте или
"плохой работе" органа чести, но в то же время и способ оскорбления
человека, демонстративный вызов, который ему бросают: не случайно в
европейской культуре перчатка, брошенная в лицо, стала знаком крайнего
унижения. Столь же показательна традиция клеймения лица. Когда
кабардинского рыцаря Андемыркана обступают князья, чтобы убить его,
первое, что он делает, обороняясь, - клеймит своего ближайшего друга и
сподвижника Биту:
ЗыкъридзэкIри Битум и жьакIэр пигъэщщ, "Сыпщыгъупщэнщ", жери и
Iэпхъуамбищыр дигъакIуэщ, "УкъращIэжынщ", жери и нэкIум дамыгъэр
къридзэщ.<
Обернулся и отсек кинжалом
бороду Биту,
"Чтоб не забыл меня",
- сказав, отсек три пальца руки.
"Чтоб каждый видел, кто ты есть",
- сказав, на лице сделал отметину.
(Кардангушев 1970: 258)
Андемыркан мог просто заколоть Биту.
Но в народном сознании такая кара была бы недостаточной для человека, изменившего
высоким идеалам мужской дружбы. Поэтому в действие вступают позорящие наказания:
сначала отсечение бороды, затем,- чтобы осталась неизгладимая печать позора,
- отсечение трех пальцев, и, наконец, как самая большая и суровая кара -
клеймение лица.
Иногда термин "напэ"
заменяют словом "нэгу". Вообще говоря, это синонимы, но неполные;
термин "нэгу" акцентирует внимание на той области лица, где расположены
глаза, и соотносится с такими значениями, как "выражение лица", "взор",
"взгляд". Иными словами, нэгу - наиболее информативная и важная составляющая
лица, своего рода средоточие совести и стыда. По особенностям взгляда можно
судить не только о настроении, но также и о нравственных качествах личности, ср.:
Зи нэгу мыфIыми гури фIыкъым -"Плохой взгляд - плохое сердце"; Зи нэгу къабзэм и гури къабзэщ -
"Чистый взгляд - чистое сердце"; УкIытэ и нэгу щIэлъкъым - "Во взоре нет стыда"; УкIытэ и нэгу
щIэлъщ - "Во взоре есть стыд".
Аналогичными функциями наделяются глаза.
Большое распространение, особенно среди современных черкесов и лабинских кабардинцев,
имеют термины нэукIытэ - букв.: "стыдящиеся глаза", нэмыукIытэ - "бесстыжие глаза".
Первый из них функционирует в значении "стыд", "совесть", "совестливость", "стыдливость",
а второй служит указанием на бесстыдство, метонимическим обозначением человека,
лишенного стыда. Стыд во взоре ассоциируется с благоразумием, послушанием, ср.:
УкIытэр и нэгу щIэлъщ, акъылыр и бзэгу телъщ - "Стыд во взоре, разум в
словах" Иначе воспринимают и оценивают взгляд, в котором нет стыда, тени
смущения: как указание на то, что орган совести снизил или утратил
необходимую чувствительность, бдительность - открыл доступ аморальным
реакциям.
Хотя такие связи и
впечатления бывают ошибочными, это не меняет существа этических категорий
чести, совести или стыда. Ассоциации чести с лицом играют решающую роль в
институализации морали.