ЕмыкIу - общее выражение
непристойного, неприличного, неуместного в поведении. Так оценивают бранные
слова, громкий смех, развязную позу или походку, неопрятность в одежде,
прожорливость, жадность, болтливость и т. д. Слово емыкIу используется
широко и разнообразно, ср.: ар емыкIущ - букв.: "это емыкIу", то есть
"это бестактно, стыдно"; емыкIу умыщIэ - "не поступай бестактно".
Как осуждение конкретного действия, движения или поступка звучит фраза
емыкIу къэпхьащ, означающая: "ты осрамился" или "ты поступил непристойно,
покрыл себя позором".
Противоположное значение
имеет термин екIу - "пристойный", "приличный", "тактичный", "гармоничный".
Он охватывает все многообразие нравственно полноценных действий, служит
отображением правильной ориентировки в условиях ситуации и правильного,
нравственно оправданного выбора средств и приемов поведения. В паре со
словом езэгъ - "подходящий", "приемлемый" термин екIу образует дуплетную
форму - екIурэ-езэгъу. Таким выражением пользуются, когда хотят
подчеркнуть, что действие исполнено идеально.
Антитеза екIу-емыкIу
охватывает всю сферу, всю многоцветную палитру приличного и неприличного,
морального и аморального. Однако на деле нужен большой жизненный опыт,
позволяющий определить, что именно в реальной жизни и в конкретной
ситуации подпадает под эти понятия. Поэтому советуют: ЕкIумрэ емыкIумрэ
зэвгъащIэ - "Стремитесь узнать, что прилично и что неприлично";
ЕкIумрэ емыкIумрэ зэхэфцIыхукIыу зевгъасэ - "Овладевайте умением отличать
приличное (пристойное) от неприличного (непристойного)".
В таких случаях правильная
ориентировка предполагает кроме интеллекта и определенное эстетическое
чутье - ощущение гармонии с самим собой и с окружением. Человек обязан
знать, насколько органично вписывается он в ситуацию, насколько уместны
его слова, жесты, позы, взгляд, улыбка, смех, интонация, детали одежды,
прическа, походка. Все это должно отвечать представлениям о пристойном, а
следовательно, о красивом, уместном, гармоничном - екIу. В адыгской
культурной традиции эстетика поведения прямо связана с понятиями о
приличии.
Но значение данной категории
еще шире. В сущности, это выражение универсальных представлений о красоте и
гармонии. Отсюда производный от слова екIу термин зэкIуж, используемый для
обозначения эстетической конгруэнтности. Он уместен и в применении к человеку
- для указания на его совершенство, на взаимное соответствие приятного внешнего
облика, приличного поведения, богатого духовно-нравственного содержания, ср.:
цIыху зэкIуж - "гармоничная личность". Человек призван соответствовать красоте
и гармонии окружающего мира. Даже в тех случаях, когда он не нарушает каких-либо
важных моральных правил, а всего лишь невпопад или некстати говорит, смеется,
жестикулирует, встает, садится и т. д., - это вызывает негативные реакции.
Поэтому вводится смягченная оценка подобных отклонений, с акцентом на их
эстетической ущербности - екIукъым, езэгъкъым. Они используются в
знaчении "не гармонируют", "не украшают", "не отвечают условиям
ситуации".
Вообще в антитезе екIу - емыкIу
центром тяжести, своего рода эстетико-этической доминантой, является категория
"емыкIу". В самом деле, категории "екIу", "езэгъ" охватывают главным образом
обычные формы поведения, не выпадающие из привычного хода или течения социальной
жизни и составляющие своего рода общую картину повседневности. На этом фоне резко
выделяются бестактные, неуместные, действия - емыкIу, емызэгъ. Не случайно, прежде
чем исполнить то или иное действие, часто советуются: Мыпхуэдэу сщIым
емыкIу хэлъ? - "Прилично ли будет поступить таким образом?" В большом ходу просьба:
ЕмыкIу сыкъумыщI - "Не посчитай за бестактность". Это куртуазный жест, реакция
человека воспитанного, который уважает собеседника и сам себе знает цену. Нечто
подобное наблюдается в ситуациях, когда в ответ на извинения человека говорят:
Умыгузавэ емыкIу лъэпкъ сщIыркъым - "Не беспокойся, я не вижу в этом и малой доли
емыкIу". Тем самым дают знать, что хорошо понимают ситуацию, входят в положение
человека, не осуждают или прощают его.
Все это свидетельствует еще
и о том, что представления о приличном и неприличном являются важным
компонентом глубинных структур сознания и самосознания. Если в ходе
рефлексии человек отмечает с тревогой или с досадой:
ЕмыкIу къэсхьащ - "Навлек на себя позор (емыкIу)", это не что иное, как
голос совести, реакция на испытываемый человеком стыд.