У многих - практически
у всех - народов мира лицо служит общим выражением моральной идентичности,
вовлекается в процесс личностной и публичной самопрезентации (Goffman 1955;
Thelin 1986). К примеру, у англичан, так же точно как у адыгов или у
русских, действовать, не считаясь с лицом, - значит грубо нарушить правила
морали, бросить вызов обществу. Каждый англичанин, по словам М. Аргайла,
ведет себя в соответствии с представлениями о лице и стремится внушить эти
представления окружающим (Argyle 1971: 124).
В адыгской культурной
традиции практикуется разделение моральной идентичности на
интраидентичность - "мое лицо" (си напэ) и интеридентичность - "наше лицо"
(ди напэ), т. е. "лицо" референтной группы или общности.
Интраидентичность
фиксирует индивидуальный аспект образа Я, она связана в первую очередь с
самоконтролем, с внутренним взглядом на себя, на свое место и
предназначение. Это наиболее полное выражение совести, ее, так сказать,
визуализация и материализация. В практическом сознании лицо выполняет роль
"датчика", фиксирующего нравственные параметры и ориентиры собственных
поступков, действий, образа жизни в целом. "Зашкаливание" датчика - сигнал
тревоги, несовместимости того или иного действия с лицом, с совестью.
Отсюда упоминавшиеся ранее сентенции типа: Си нэгу схуигъахуэркъым - "В
мое лицо не могу вместить". Они указывают на факт или реальную опасность
разрушения индивидуально своеобразных и хорошо устоявшихся нравственных
опор личности - личностной моральной идентичности или личностного
морального кода.
Таким образом, совесть -
это основа самоидентификации. Э. Фромм не зря определял ее как голос,
зовущий человека к самому себе, говорящий, что он должен делать, чтобы
стать самим собой. Другое дело, каковы конкретные параметры личностного
кода и соответственно каковы действия, которые, по мнению индивида, может
или не может "вместить" его лицо. Двойные стандарты в отношениях с людьми
могут восприниматься одним человеком как совершенно неприемлемые, а другим
- как естественные, не нарушающие его моральной определенности и
идентичности. Кроме того, эти взгляды меняются от эпохи к эпохе.
Средневековый воин, как явствует из адыгского эпоса, мог победить своего
противника, используя обман, хитрость, ложную клятву и при этом оставаться
героем. С другой стороны, типичный злодей часто действует парадоксальным
образом - используя средства и приемы, не лишенные благородства. Я называю
такие явления этическим шизоморфизмом, в противоположность этическому
изоморфизму, когда мы имеем вполне однозначных - "чистых" героев и
антигероев (Бгажноков 1988: 67).
В реальной жизни мы
постоянно наблюдаем сочетание элементов этического изоморфизма и
шизоморфизма, а также развитие или изменение их соотношения во времени.
Идентичность, как правильно отмечает Е. Воровски, по сути своей
диахронична, хотя логически может рассматриваться и как точка во времени
(Borowski 1976). Кстати, и в синхронии возможна определенная динамика или
сукцессивность, когда, к примеру, различается моральная идентичность в
области политики и в сфере отношений с близкими друзьями.
Однако не может быть и
речи о вполне свободной идентичности, размывающей границы Я - концепции.
Стабилизирующим, сдерживающим фактором выступает наряду с совестью стыд. В
системе адыгской этики это прежде всего социальное чувство, являющееся
отражением коллективного мнения - социального морального кода. Поэтому
адыгская духовно-нравственная культура тяготеет к коллективистским
культурам, базирующимся на Мы-идентичности. Япония и Китай - типичные
примеры господства или преобладания такой культуры. Можно добавить к
этому, что, так же как у многих других народов Востока, у адыгов моральная
идентичность имеет высокую степень корреляции с этнической идентичностью.
Иными словами, моральное Я личности ассоциируется во многом с ее
этническим Я, то есть с "лицом", честью и совестью нации - адыгэ
напэ.
Все это свидетельствует
лишний раз о том, что "лицо" является социальным механизмом,
обеспечивающим внутреннее соответствие и гармонию представлений личности о
себе, о своих связях и отношениях с внешним миром.