Кабардино-Балкарская республика  
    Главная | Архив новостей | Ссылки | Форум | Поиск
Власть

 » Президент
 » Система власти
 » Органы власти
 » Электронная     приемная
 » Адресная книга

Культура

 » Общая     информация
 » Статьи
 » Известные люди
 » Сказания и эпос
 » Творческие     коллективы

Территория

 » Краткий обзор
 » Территориальное     деление
 » Транспорт
 » Климат
 » Природные     ресурсы
 » Парки и     заповедники

История

 » История КБР
 » Этническая     история
 » Археология
Ведомства
   Минэкономразвития
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты
 » Мониторинг
 » Прогнозы
 » Стратегия     развития
 » Информация о     конкурсах
 » Целевые     программы

   Министерство курортов и туризма
 » Новости
 » Структура
 » Контакты
 » Программы
 » Нормативные     акты
 » Туристские     объекты
 » Лицензирование
 » Горный     туризм

   Министерство внутренних дел
 » Новости
 » Структура
 » Контакты
 » Подразделения

   Министерство по чрезвычайным ситуациям
 » Новости
 » Реквизиты
 » Структура
 » Программы
 » Нормативные     акты

   Министерство культуры
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты



8.4. Адыгство в динамике конструирования социальной реальности

        "Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой", - писал А. Швейцер (Швейцер 1973: 115). Отметим особо в этой связи, что в своих принципах и требованиях адыгская этика не только указывает на идеал человеческого существования, но и показывает, каким образом воплотить его в жизнь. У истоков данной традиции - широкая сеть способов ритуализации поведения, высокая социальная значимость хабзэ. Через адыгэ хабзэ этика проводила и проводит в жизнь свою "политику", свои идеи и установки. С нормами адыгэ хабзэ, и прежде всего с принципами и нормами адыгского этикета, связаны и традиционные представления об эстетике бытия. Красота - ведущая, конститутивная идея нравственного поведения, а в известном смысле и его цель - образ той реальности, которая должна быть сконструирована. Энергия нравственного действия имеет этическую составляющую.

        В динамике этих отношений проступают контуры игровой культуры с характерной для нее гетерозивностью - ориентацией на удачу, на достижение гармонии жизненных связей (См.:Бгажноков 1990). Игра проектирует и творит новую, усовершенствованную социальную реальность. Она отвоевывает ее шаг за шагом с помощью специальных средств и приемов, в том числе с помощью всевозможных символов, ритуалов, инсценировок, благодаря которым люди включаются в совместную деятельность, формируют и поддерживают социальную идентичность. Таковы ставки, которые делают участники игры, таков в целом замысел культуры. В ритуале, чтобы он мог осуществить свой план или проект, заключена символическая репрезентация ультимативной конечной реальности (Wosien 1974: 15).

        Но не следует думать, что объективация адыгства осуществляется целиком и полностью через ритуал. За индивидом остается право искать и применять иные, новые способы реагирования на жизненные события, лишь бы они находились в соответствии с духом адыгской этики. В каждый данный момент своего существования человек находится в созданной par exellence им самим культурно-психологической среде и уже тем самым предопределяет выбор той или иной линии поведения, того или иного поступка. При этом, как отмечают сторонники теории рационального выбора, чем "дороже" и обременительнее для субъекта традиционный способ действий, "тем скорее он будет склоняться к рассмотрению инновационных альтернатив достижения той же цели" (Hechter 1996: 91). Учитывая универсальный характер данного явления, я считаю необходимым выделить в этической теории специальный раздел под названием "прецедентная этика". Поиски в этом направлении помогут преодолеть некоторую односторонность современной этики, которая, как заметил С. Кьеркегор, состоит в том, что она стремится внести идеальность в действительность, не обременяя себя заботой об исследовании перетекания, трансформации действительности в идеальность (Къеркегор 1993: 123). Между тем это живой, каждодневный процесс развития, обновления способов этической рационализации мира. Здесь, по словам Папы Иоанна Павла II, "практика предваряет теорию" (Войтыла 1991: 29).

        Таким образом, моральное сознание является одновременно и практическим, и дискурсивным, то есть организует и направляет не только повседневное мышление и поведение, но и линию развития и преобразования этических систем.

        Вместе с тем этика более устойчива и универсальна, чем обычай или этикетная норма. По словам О. Г. Дробницкого, "с одной стороны, она прорывает границы традиционно-этнических и внутригрупповых норм, противостоит им как нечто более широкое, объемлющее, а с другой - превращает совершенно равнозначные для всех индивидов одинаковые нормы обычного поведения в индивидуализированную задачу личности, обособившейся от "родового тела", клана или замкнутой общности" (Цробницкий 1974: 300). Адыгская этика носит все черты такой всеобщности. Человек, постигший ее глубину, не связывает упадок морали с исчезновением того или иного обычая или обряда, с возникновением каких-либо новых стандартов мышления и поведения. Система этики предусматривает, даже планирует такие изменения, под ее контролем обновляется и существенно, в соответствии с условиями и духом времени, перерабатывается адыгэ хабзэ. Адыгское общество вышло из-под контроля традиционного морально-правового кодекса - феодального по своему содержанию. В то же время адыгагъэ остается критерием и симптомом высокого этического и эстетического качества жизни.

 




Экономика
Туризм

 » Обзорная     страница
 » Отели,     гостиницы
 » Сервисная     информация
 » Тур. площадка
 » Спорт

Население

 » Статистическая     информация
 » Образовательные     учреждения
 » Эксперимент по     ЕГЭ в КБР
 » Научные     учреждения
 » Здравоохранение

СМИ

 » СМИ нашей     республики
 » Официальные     новости
 » Фотогалерея

Ведомства

   Министерство сельского хозяйства
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство промышленности и энергетики
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство дорожного хозяйства и транспорта
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство здравоохранения и соцразвития
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство образования и науки
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство по делам молодежи и спорту
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты

   Министерство окружающей среды
 » Новости
 » Структура
 » Отчеты
 » Контакты


    
Hosted by uCoz