"Среди сил, формирующих
действительность, нравственность является первой",
- писал А. Швейцер (Швейцер 1973: 115). Отметим особо в этой связи, что в
своих принципах и требованиях адыгская этика не только указывает на идеал
человеческого существования, но и показывает, каким образом воплотить его
в жизнь. У истоков данной традиции - широкая сеть способов ритуализации
поведения, высокая социальная значимость хабзэ. Через адыгэ хабзэ этика
проводила и проводит в жизнь свою "политику", свои идеи и установки. С
нормами адыгэ хабзэ, и прежде всего с принципами и нормами адыгского
этикета, связаны и традиционные представления об эстетике бытия. Красота -
ведущая, конститутивная идея нравственного поведения, а в известном смысле
и его цель - образ той реальности, которая должна быть сконструирована.
Энергия нравственного действия имеет этическую составляющую.
В динамике этих
отношений проступают контуры игровой культуры с характерной для нее
гетерозивностью - ориентацией на удачу, на достижение гармонии
жизненных связей (См.:Бгажноков 1990). Игра проектирует и творит новую,
усовершенствованную социальную реальность. Она отвоевывает ее шаг за
шагом с помощью специальных средств и приемов, в том числе с помощью
всевозможных символов, ритуалов, инсценировок, благодаря которым люди
включаются в совместную деятельность, формируют и поддерживают
социальную идентичность. Таковы ставки, которые делают участники игры,
таков в целом замысел культуры. В ритуале, чтобы он мог осуществить
свой план или проект, заключена символическая репрезентация
ультимативной конечной реальности (Wosien 1974: 15).
Но не следует думать, что
объективация адыгства осуществляется целиком и полностью через ритуал. За
индивидом остается право искать и применять иные, новые способы
реагирования на жизненные события, лишь бы они находились в соответствии с
духом адыгской этики. В каждый данный момент своего существования человек
находится в созданной par exellence им самим культурно-психологической
среде и уже тем самым предопределяет выбор той или иной линии поведения,
того или иного поступка. При этом, как отмечают сторонники теории
рационального выбора, чем "дороже" и обременительнее для субъекта
традиционный способ действий, "тем скорее он будет склоняться к
рассмотрению инновационных альтернатив достижения той же цели" (Hechter
1996: 91). Учитывая универсальный характер данного явления, я считаю
необходимым выделить в этической теории специальный раздел под названием
"прецедентная этика". Поиски в этом направлении помогут преодолеть
некоторую односторонность современной этики, которая, как заметил С.
Кьеркегор, состоит в том, что она стремится внести идеальность в
действительность, не обременяя себя заботой об исследовании перетекания,
трансформации действительности в идеальность (Къеркегор 1993: 123). Между
тем это живой, каждодневный процесс развития, обновления способов
этической рационализации мира. Здесь, по словам Папы Иоанна Павла II,
"практика предваряет теорию" (Войтыла 1991: 29).
Таким образом, моральное
сознание является одновременно и практическим, и дискурсивным, то есть
организует и направляет не только повседневное мышление и поведение, но и
линию развития и преобразования этических систем.
Вместе с тем этика более
устойчива и универсальна, чем обычай или этикетная норма. По словам О. Г.
Дробницкого, "с одной стороны, она прорывает границы
традиционно-этнических и внутригрупповых норм, противостоит им как нечто
более широкое, объемлющее, а с другой - превращает совершенно равнозначные
для всех индивидов одинаковые нормы обычного поведения в
индивидуализированную задачу личности, обособившейся от "родового тела",
клана или замкнутой общности" (Цробницкий 1974: 300). Адыгская этика носит
все черты такой всеобщности. Человек, постигший ее глубину, не связывает
упадок морали с исчезновением того или иного обычая или обряда, с
возникновением каких-либо новых стандартов мышления и поведения. Система
этики предусматривает, даже планирует такие изменения, под ее контролем
обновляется и существенно, в соответствии с условиями и духом времени,
перерабатывается адыгэ хабзэ. Адыгское общество вышло из-под контроля
традиционного морально-правового кодекса - феодального по своему
содержанию. В то же время адыгагъэ остается критерием и симптомом высокого
этического и эстетического качества жизни.